Короткий и строгий пост

В августе важным событием для духовной жизни христианина является Успенский пост. Свое название он получил потому, что предваряет праздник Успения Пресвятой Богородицы и завершается им.

 

Успенский пост – это один из четырех многодневных постов, установленных в Церкви. Он всегда длится две недели, с 14 по 27 августа. 28 августа – праздник Успения Царицы Небесной. Несмотря на то, что Успенский пост короткий, по степени строгости он сопоставим с Великим. Как и в период Великого поста из трапезы исключается скоромная пища: яйца, мясо, молоко. Рыбу разрешается вкушать только один день, 19 августа, – в праздник Преображения Господня. В остальное время устав поста разрешает овощи, фрукты, крупы, грибы, хлеб, орехи, мед.

На период Успенского поста выпадает несколько праздников, которые принято называть «Спасами». Это народное именование появилось в крестьянском быту наших предков. Определенные этапы сельскохозяйственных работ связывались с датами церковного календаря, ведь Церковь всегда стремилась освятить и воцерковить повседневную жизнь человека. Однако следует помнить, что эти названия не отражают ту богословскую глубину, которая лежит в основе того или иного праздника. И видеть, допустим, смысл Преображения в освящении яблок – ошибочно.

В первый день поста, 14 августа, вспоминается Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста. Этот праздник возник в связи с традицией совершать в августе крестный ход с честным древом Животворящего Креста Спасителя в столице Византийской империи – Константинополе. В период летней жары греки прибегали к этой величайшей святыне в надежде на помощь от эпидемий и засухи. На Руси в народной среде этот день получил название «Медовый Спас» – в августе завершался сбор нового урожая меда, который приносили в храм для благословения.

19 августа христиане вспоминают важное евангельское событие – Преображение Господне. Это один из двенадцати самых значимых праздников в Православной Церкви. Прежде чем отправиться в путь в Иерусалим на добровольные страдания на Кресте, Спаситель показывает трем ближайшим ученикам, Петру, Иакову и Иоанну, славу Своего Божества, чтобы укрепить их веру. Плоть и одежды Иисуса Христа просияли на горе Преображения неизреченным светом, два величайших ветхозаветных пророка Моисей и Илия явились и беседовали с Господом о предстоящих Ему страданиях, а голос Бога-Отца призвал апостолов слушать Своего Учителя, то есть доверять тому пути страданий, которым Он как Мессия, должен был пройти.

Этот праздник в народе получил название «Яблочный Спас», потому что в разных странах в конце лета освящали собранный урожай, в России же из фруктов в это время созревают яблоки.

Третий «Спас» в Успенский пост не входит, однако вплотную к нему примыкает. Он отмечается на следующий день после Успения, 29 августа. Это – Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа в 944 году. Этот образ не был написан, но чудесно проявился на плате, которым Спаситель вытер Свое лицо. Нерукотворный образ особо почитается в Русской Церкви. Как известно, именно в честь него была основана древнейшая обитель Симбирска – Спасский женский монастырь.

В народе этот праздник называется «Ореховым» или «Хлебным» Спасом.

С нравоучительной стороны все эти старинные названия, которые присвоили наши предки церковным праздникам, учат нас одной простой вещи – благодарности Богу за все Его благодеяния. Не только за собранный урожай, но и за многие другие вещи, которые мы часто воспринимаем как данность или плод наших усилий. Ведь и в них дар, помощь Божия, которую мы не видим.

По мнению доктора церковной истории, профессора Киевской духовной академии М.Н. Скабаллановича, Успенский пост наименее древний из всех многодневных постов. Обычай соблюдать пост перед праздником Успения возник из-за горячей любви христиан к Пречистой Богородице, чей переход в вечность почитает Церковь. В Своем преставлении Богоматерь не оставила мир, но и поныне является Матерью для всех христиан, их покровительницей, защитницей и молитвеницей за них перед Своим Сыном.

Византийский святой XV века, святитель Симеон Солунский, так понимал смысл Успенского поста: «Пост в августе учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас».

Недоумение у исследователей вызывает тот факт, что целый ряд уставов и типиконов до XII века, перечисляющих все посты и подробно определяющих их режим, не упоминают об Успенском посте. Если о предпасхальном посте имеются свидетельства со II века, а о Петровом с IV-V веков, то указание на Успенский пост впервые встречается в типиконе южно-итальянского Николо-Казулянского монастыря, датируемом XII веком. Однако сам этот типикон ссылается на Константинопольский собор 920 года, на котором, наряду с постами перед Пасхой и Рождеством Христовым, упоминается пост, предшествующий Успению.

Соблюдая Успенский пост, мы пытаемся подражать Пречистой Деве Марии, которая всегда проводила ССвою жизнь на недосягаемой духовной высоте. Мы приносим Ей в дар наши труды по смирению своих страстей постным деланием и тем самым почитаем Ее саму. Ведь лучшее прославление для Царицы Небесной и угодников Божиих  – это труды по приобретению в нашей жизни добродетелей и любви к Богу, источнику святости.

Иерей Димитрий Трофимов

№ 15 (551) 11 августа 2021 г.