Начался Рождественский пост. Это дни, которые мы проводим в трепетном ожидании появления Младенца-Христа. Из года в год перед христианами, как новоначальными, так и опытными, возникают разные вопросы, касающиеся подготовки к светлой встрече. В чем смысл поста, нужен ли Церкви переход на новый стиль и как не затмить радость небесного торжества мирскими заботами о празднике? На эти и другие вопросы отвечает митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин.
– Для чего нужен пост?
-Время Рождественского поста выделено Церковью для того, чтобы мы могли остановиться в нашем повседневном беге и более сосредоточенно, чем обычно, подумать о Боге, о своей душе и спасении, о смысле Рождества. Ведь в этот день Сам Господь, Творец неба и земли, ради нашего спасения становится таким же, как и мы, человеком, подобным нам во всем, кроме греха. Пришествие в мир Христа Спасителя – это центральное событие человеческой истории. Цель христианина во время Рождественского поста – превратить свое сердце из вертепа – то есть из пещеры для скота, — во дворец, достойный встречи Христа-Царя.
Надо постараться очистить свою душу и свое сердце, избрать для себя путь доброделания, путь борьбы со своими грехами и страстями. И в помощь нам в этой борьбе установлен пост. Наверное, все, кто ходит в храм, знают, что пост – это воздержание от пищи животного происхождения. Но не все помнят, что пост должен быть еще и воздержанием от всякого рода развлечений, праздного времяпрепровождения. Это время подвига, как ни странно это звучит в контексте современной жизни. И подвиг этот состоит в том, чтобы хотя бы отчасти забыть о себе и больше думать о Боге, об искупительном подвиге Христа Спасителя, который начинается с Его Рождества.
– Чем отличаются службы Рождественского поста от других богослужений?
-Структурно они не отличаются от обычных богослужений, которые совершаются в течение всего церковного года. Но при этом в богослужебных текстах, предваряющих праздник, есть очень интересная особенность: в дни предпразднства (со второго по шестое января по новому стилю) богослужение вводит человека в пространство тех событий, которые предваряют Рождество Христово. И мы буквально шаг за шагом следуем за святым семейством, за волхвами, вместе с Матерью Божией и праведным Иосифом Обручником оказываемся в вертепе, в котором предстоит родиться Христу.
-Как часто нужно ходить в Церковь в предпраздничные дни?
-Представьте себе, что два человека любят друг друга. И покажется смешным, если молодой человек или девушка будут раздумывать: «Вот мы сегодня виделись. А надо ли нам видеться завтра? А может, только через пару деньков?»… Если человек влюблен, то он все время хочет быть с тем, кого любит. Вот так и здесь: если человек любит Бога, если для него Церковь – это жизнь, такой вопрос просто не возникает. Есть возможность – человек идет в храм.
-Если семья пост не держит, а поститься очень хочется, как поступить?
-Готовить для семьи то, что она ест, а для себя – постное. Моя бабушка всегда так делала. Все ее близкие не постились, а она – всегда. Что-то себе делала, готовя обед, – кашу, супчик постный, постилась – и никто не знал об этом. Она вообще эту проблему ни перед кем не ставила: готовила полноценные мясные обеды, завтраки, ужины для своих близких, а сама соблюдала пост всю жизнь. И я знаю, раньше таких людей было много. Они делали это, не считая подвигом, не переживали по этому поводу, никого ни в коем случае не упрекали, а сами постились. И это было лучшим примером, гораздо более действенным, чем если бы они кого-то пытались заставлять поститься.
-Как быть, если не хватает силы воли поститься?
-Думаю, нужно постепенно учиться посту. Начать поститься по средам и пятницам, попробовать хотя бы год так пожить, и уже будет легче. Время поста нельзя рассматривать как некое измывательство над самим собой, когда человек непонятно из-за чего лишается очень хороших и нужных вещей. Это самоограничение ради Бога. Но сегодня у человека нет привычки к самоограничению в принципе, это общая особенность. Все меньше и меньше людей готовы себя в чем-то ограничивать, потому что всем нам, с раннего детства до старости, говорят, что наша задача – взять как можно больше от жизни, от людей, от окружающего мира и ни в коем случае себя, дорогих и любимых, ни в чем не ущемлять. Это губительная идеология, которая может уничтожить человечество: мы можем превратиться в группу особей, которые будут только требовать чего-то и, не получая, друг друга уничтожать. Пост — очень хорошее средство для того, чтобы начать бороться с этим господствующим сегодня в мире явлением.
Задайте себе вопросы «Что я могу сделать? От чего могу отказаться?» Если не ради Бога, если пока это сложно и трудно воспринимается, а ради других людей? И потихонечку начинать себя к этому приучать.
-Как соблюдать пост и отмечать Новый год?
-Вы знаете, я слышу это столько, сколько нахожусь в Церкви. И меня всегда удивляет вот что: когда вроде бы совершенно нормальные, абсолютно добропорядочные люди говорят о новогоднем времени, создается такое впечатление, что подразумевается неистовый разгул, вакханалия. И я всегда хочу спросить: «А вы как проводите Новый год? Неужели действительно “до положения риз” или все-таки поспокойнее?» Нет ничего страшного в том, чтобы сходить в гости, сводить детей на елку. Нет совершенно ничего плохого в неукорительном проведении этого праздника, ставшего у нас традиционным. Да, мы, христиане, понимаем, что Новый год — это замена, некий двойник Рождества, создававшийся в сознании советского человека. Но праздник прижился, и я не вижу ничего страшного в том, что люди его отмечают нормально. Даже если вы пришли в гости к своим родным, неужели сегодня за хорошим праздничным столом человек не найдет себе чего-то, что он может съесть в постное время? Конечно, найдет: и салаты, и овощи, и рыбу. Можно выпить бокал вина, шампанского. Ничего преступного в этом совершенно не будет, если при этом человек помнит, что идет пост, знает, для чего этот пост, какие требования надо к себе предъявлять.
-Как Вы считаете, Церкви нужно перейти на новый стиль, чтобы Новый год отмечался после Рождества?
-Я считаю, что зимнее каникулярное время, которое мы имеем сейчас, — большое благо для верующих людей. В нашей стране это выходные, поэтому даже те, кто работает и обычно не имеет возможности ходить на службу в будни, могут пойти в храм. Кстати, это заметно: в предрождественские дни храмы наполняются людьми. Новогодние «каникулы» дают им возможность посещать богослужения, поговеть в полном смысле этого слова и тем самым духовно подготовиться к Рождеству. Поэтому я не отдал бы никому эту неделю перед Рождеством, которую разница в календарях помогает нам провести по-христиански.