Главная / Симбирские святые / Житие святого блаженного Андрея Симбирского, Христа ради юродивого, чудотворца

    Житие святого блаженного Андрея Симбирского, Христа ради юродивого, чудотворца

    Святой блаженный Андрей родился 17 июля 1763 года (по старому стилю). Родители его были очень набожны и воспитали своих троих детей в истинной вере. Уже в 7 лет будущий праведник взял на себя нелегкий подвиг – подвиг юродства Христа ради. До самой смерти он жил лишь милостыней, перестал пользоваться обычной одеждой: носил только специально сшитые для него длинные рубашки, и в любое время года ходил без обуви и головного убора.

    С 7 лет Андрей взял на себя и подвиг постничества (в пищу в продолжение всей жизни он употреблял лишь хлеб и разваренные сухие ягоды, а по праздникам – чай с мёдом), и подвиг молчания («разговаривал» при помощи жестов и отдельных звуков, хотя не был лишён дара речи).

    Еще в младенчестве Господь наделил блаженного Андрея даром прозорливости (он всегда безошибочно сообщал домашним о времени возвращение с богомолья матери – Анны Иосифовны).

    Всю свою жизнь Андрей был прихожанином Спасо-Вознесенского собора, где еженедельно приобщался Тела и Крови Христовых. К этому храму блаженный относился с особым умилением: мог всю ночь (даже зимнюю) молиться, стоя под стенами собора или на его колокольне, а иногда его видели даже ползающим возле ограды храма и целующим низенькие ее столбики.

    Во все дни жизни своей Андрей Блаженный укрощал свою плоть, передвигаясь только бегом, а если и стоял на месте, то раскачивался, подобно маятнику. Спал он всегда очень мало, на досках или голом полу, ничего не подкладывая под голову, чтобы во время сна голова ничего не касалась.

    Некоторые поступки блаженного казалиcь окружающим странными и безрассудными, но всегда приводили к благу. Например, вытащив кляп из бочонка с маслом в лавке торговца, Андрей сохранил людей от смертельной опасности, так как в опустевшем бочонке нашли мертвую змею. В другой раз, вбежав в дом одной мещанки, блаженный выхватил из печки раскаленный чугунок со щами и, разбив его, убежал. На дне разбитого сосуда обнаружили огромного паука. Часто блаженный хватал руками раскаленный металл, целовал кипящий самовар, нередко обливаясь при этом кипятком, но всё это не причиняло ему ни малейшего вреда.

    Андрей Блаженный так возвысился своими подвигами, что Господь дал ему особые благодатные дарования. Неоднократно он исцелял болящих и страждущих, обращавшихся к нему с просьбой о молитве. Возвращал здоровье, давая съесть больному кусок поданного ему ранее хлеба. Блаженному были открыты самые потаенные уголки человеческой души. Когда о монетке, поданной блаженному, милостивец в сердце своем сожалел, Андрей безошибочно находил ее в кармане, среди других монет, и отдавал дарителю.

    Так как блаженный взял на себя и подвиг молчания, пророчествовал он знаками или жестами. Если он подавал кому-либо щепочки или ложился на чьей-то постели со скрещенными на груди руками, это означало скорую смерть человека. (Это предупреждение невозможно переоценить – ведь человек обретал возможность достойно приготовиться к смерти и Небесному суду).

    Конечно, не все симбиряне сразу поняли, что значит для их, да и для нашего с вами спасения этот юродивый. Блаженный Андрей смиренно и кротко переносил все поношения, издевательства, а то и побои: стоял, потупя взор и опустив голову. Это вызывало растерянность обидчиков, а иногда и вразумление о подвиге блаженного.

    Когда же началась война 1812 года и многие симбиряне, желая узнать о судьбе своих близких-воинов, поехали к прозорливым старцам, и в том числе к преподобному Серафиму Саровскому, неожиданно услышали: «Что приходите ко мне, убогому? У вас лучше меня есть – ваш Андрей Ильич». Так и возвращались симбиряне к своему святому за благословением и советом.

    Когда, в 1841 году 28 ноября (по старому стилю), Андрей Блаженный предал дух Господу, событие это стало воистину всеобщим горем. В убогое жилище, где лежало тело усопшего, на протяжении пяти дней шли и шли симбиряне. Честь сшить новую рубаху для покойного, изготовить гроб, положить на него дорогие покрывала, хоть как-то участвовать в подготовке к погребению почитались как счастье. С умиленным, спокойным и приветливым лицом Андрей Ильич и после кончины был олицетворением посетившей его благодати Божией. На его отпевание пришли все горожане, за исключением лишь тех, кто не мог самостоятельно двигаться. Здесь были даже те, кто раньше даже не переступал порог храма, а также и различного толка раскольники. Так даже смертью своей Андрей Блаженный приводил людей ко Христу, призывал их к молитве и покаянию.

    5 октября 2004 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви блаженный Андрей, Христа ради юродивый, Симбирский чудотворец, был прославлен в сонме святых для общецерковного почитания. Память блаженного Андрея совершается два раза в год: 3 июня и 10 декабря (по н. ст.).

    21 мая 2015 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения новопостроенного Спасо-Вознесенского кафедрального собора Ульяновска. 9 декабря 2015 года мощи блаженного Андрея Симбирского были перенесены из Всехсвятской церкви в кафедральный собор, один из приделов которого освящен в честь святого.

    Тропарь блаженному Андрею Симбирскому

    Небесный наш заступниче, за нас пред Богом молитвенниче, града Симбирска утешение и похвало, в скорбех и бедах скорый помощниче, ныне, блаженне Андрее, к тебе вопием, на раку честных мощей твоих взирающе и совершенное принося восхваление: простирая нам руку помощи твоея, настави нас на путь покаяния.

    Кондак блаженному Андрею Симбирскому

    Юродства одeждею украшeн еси, попечeние презрев о плоти тленней, венец нетления стяжал еси небесный. Духовною нищетою облеклся еси, и по слову Спасову, в Царствие вечное вселился еси, и престолу Божию предстоя, немолчно о нас ко Христу взываеши, блаженне Андрее, предивный чудотворче.

    Дни памяти святого блаженного Андрея Симбирского:

    • 3 июня (по нов. ст.) – день прославления и обретения св. мощей
    • 10 декабря ( по нов. ст.) – день праведной кончины старца.