Об иконе явленного Бога

    Богоявление – один из первых церковных праздников, изначально составлявший вместе с Рождеством Христовым единое торжество в честь Воплощения Бога Слова и начала Его земного Домостроительства. Изображения Крещения Господня – одни из самых древних в истории христианского искусства. Перед Церковью стояла важная и сложная задача – не только подробно рассказать о событии, но и показать явившегося людям Бога. Что же старались запечатлеть создатели первых изображений Крещения Господня? 

    Иконография праздника Крещения Господня основана на тексте Евангелия от Матфея: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 13–17).

     

    Центр композиции

    Как на древних, так и на современных иконах смысловым стержнем и композиционным центром изображения является фигура Спасителя. По великому смирению Господь принял Крещение от пророка Иоанна, и не Сам освятился водами, в чем не было нужды, но освятил Собою водное естество и с ним весь мир. Как при сотворении мира Бог касается, очищает и животворит водное естество, так в Крещении Своем Христос погружается в воды, чтобы очистить, оживотворить и освятить их…

    В ранних памятниках иконописи фигура Христа часто представлена строго фронтально, в соответствии со стихом Евангелия от Луки: «И Иисус, крестившись, молился» (Лк. 3, 21). В последующие времена иконописцы изображали Спасителя в легком развороте и движении, будто бы Он делает шаг. Это связано с текстом Евангелия от Матфея, где говорится, что, крестившись, Иисус «тотчас вышел из воды» (Мф. 3, 16).

    Наклон головы Искупителя указывает на пророческую сторону Его общественного служения, символизирует послушание Богу. В этом смиренном наклоне нельзя не увидеть знака добровольного подчинения Христа (по человеческому естеству) воле Отца. Смирение и покорность Мессии Божественной воле просматривались на всем протяжении Его земного служения: перед и во время Крестных страданий, во время схождения в бездны ада, до и после Воскресения: Он «смирил Себя, быв послушным до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 8).

    Можно встретить иконы Богоявления, где фигура Иисуса Христа в иорданских водах изображена не препоясанной. В историческом плане нагота указывает на реальное обнажение тела Спасителя. Вполне вероятно, что Он действительно сбросил Свои одежды перед вхождением в воду, оставив их на берегу.

    Однако не это значение является доминирующим. В более глубокой интерпретации телесная нагота Христа символизирует Его внутреннюю, нравственную чистоту. Такая аллегорическая параллель основана на библейском сюжете о пребывании первозданных людей в Раю, как известно, не имевших одежд, но при этом, в силу невинности, не испытывавших ни малейшего стыда, словно и не замечавших своей наготы.

    Наконец, символика наготы воплощенного Бога связана с символикой Его Крестных страданий и смерти. В этой интерпретации Крещение аллегорически объясняется как омовение Тела Спасителя перед будущим погребением. На некоторых иконах праздника эта идея особо оттеняется тем, что руки Христа прописаны сложенными крестообразно на груди – так, как они традиционно складываются на груди усопшего.

    Только в произведениях XV века Спасителя начали изображать в «препоясании».

     

    Жених и друг Жениха

    Нетрудно заметить, что практически на всех современных изображениях фигура Христа воспроизводится ниже уровня, на котором пишется фигура Предтечи. В историческом отношении это правило согласуется с тем обстоятельством, что во время Крещения пророк Иоанн стоял на берегу, а Спаситель – на дне Иордана, в воде. Правая рука Крестителя находится над головой Иисуса Христа. Та осторожность, с которой он возлагает ее на Мессию, свидетельствует о его высочайшем благоговении перед Крещающимся: Христос – Жених, а Креститель – всего лишь друг Жениха. Левая рука святого Иоанна обычно пишется либо развернутой ладонью к Небу – в знак его внимания Богу, молитвы, либо держащей свиток или Крест.

    Иоанн Креститель, по большей части, изображается справа от Мессии (слева с точки зрения богомольца). На некоторых изображениях Крещения Господня возле Предтечи отмечены дерево и секира (топор). Этот предостерегающий символ обязан возникновением проповеди пророка о грядущем суде: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3, 9).

     

    «В виде голубине»

    С древнейших времен на иконах Крещения Господня над стоящим в воде Спасителем изображался Святой Дух «в виде голубине» (см. тропарь празднику). По толкованию святителя Василия Великого, Святой Дух в Крещении осеняет воды подобно тому, как было при сотворении мира, когда Дух Божий витал над водой (см. Быт. 1, 2): «Он сообщал воде способность зарождать жизнь, отеплял ее подобно тому, как наседка своим теплом изводит к жизни цыплят». В таинстве Крещения Дух Святой сообщает водам благодать и силу порождать жизнь. Святитель Иоанн Златоуст дает свое толкование. Христос, принимая крещение от руки Иоанна, пришел исполнить всякую правду, а «правдою называется исполнение всех заповедей… Так как исполнять правду должны были все люди, но никто от них не исполнил», род наш, подпавший такой вине, «объяла смерть». Христос, «пришедши и найдя нас одержимыми, уплатил этот долг… Мне, Владыке имеющему, – говорит Он, – надлежит уплатить за неимеющих. Такова причина Его Крещения. Поэтому Дух нисшел в виде голубя. Где примирение с Богом, там и голубь».

     

    Детали древней росписи

    Одно из первых изображений Крещения Господня сохранилось в римских раннехристианских катакомбах Марцеллина и Петра (первая половина IV века).

    Несмотря на то что роспись сохранилась лишь частично, некоторые яркие детали все же можно разобрать. От фигуры святого Иоанна Крестителя, стоящего справа от Христа, сохранилась только возложенная на голову Спасителя правая рука. Крещаемый от Предтечи Христос изображен здесь, как и в других памятниках IV-V веков, молодым Юношей. Можно предположить, что, глядя на такое изображение, христиане тех времен вспоминали сразу два евангельских события – Рождество и Крещение. Однако в дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте.

    Над головой Христа изображен голубь, из клюва которого на Спасителя падают струи воды, намеченные серыми линиями. Вода у ног обозначена такими же горизонтальными линиями. В клюве голубь держит ветвь. Эта деталь напоминает о голубе, который принес Ною масличную ветвь как знак окончания потопа (см. молитву на освящение воды: «Ты еси Бог наш, водою потопивый при Ное грех»). Таким образом, уже древнейшая иконография Крещения Господня подчеркивает тему очищающего воздействия воды, многократно поднимаемую в чтениях и песнопениях праздника.

     

    Солнце во Иордане

    Наряду с историческими изображениями Крещения Господня можно было встретить и символические. К примеру, мозаика баптистерия в Келибии (территория Туниса), датируемая IV веком. На стенке крестообразной купели изображен голубь, отмеченный крестом, от клюва которого исходят лучи. Композиция иллюстрирует определение Христа как «Света истинного», «Света подателя», «Солнца, просиявшего во Иордане» – распространенный мотив святоотеческой проповеди на Крещение, именуемое «праздником светов» или «просвещением». В центре композиции помещена монограмма Христа в форме древнеегипетского иероглифа «анх» с греческими буквами альфа и омега по сторонам, ниже – изображение большой рыбы, также символизирующей Спасителя.

     

    Иордан в Писании

    Несколько позже на иконах и фресках Крещения Господня появились фигура мужа, символизирующего Иордан, и фигура женщины – персонификация, олицетворяющая море. Обе эти фигуры, мужская и женская, расположенные вместе, одна возле другой, служат иллюстрацией к ветхозаветному провозвестию: «Море увидело и побежало; Иордан обратился назад» (Пс. 113, 3). В Священном Писании Иордан упоминается около двухсот раз. На берегах этой небольшой, но вместе с тем великой по своему значению реки совершались великие события: именно над Иорданом воссиял впервые тот свет, которому суждено было озарить весь мир; именно в водах Иордана были омыты грехи всего человечества.

    Место Крещения Господня достоверно неизвестно, но по христианской традиции принято считать, что оно находится примерно в 8 километрах от Иерихона и в 5 километрах от впадения Иордана в Мертвое море. Проповедь Иоанна Предтечи, как и Крещение Спасителя, происходила в том месте, которым исстари пользовались при переправе через Иордан; во времена царя Давида там действовал даже паром. Это и есть древняя Вифавара (или Бетебара – «дом перехода») при Иордане, где крестил пророк Иоанн. За XII столетий до Богоявления именно сюда привел Иисус Навин народ израильский; здесь впервые вступил Израиль в землю обетованную. Здесь же за тысячелетие до Рождества Христова переправился в Заиорданье царь Давид, убегая от восставшего Авессалома. В этом месте перешли Иордан пророки Илия и Елисей. А полтора тысячелетия спустя этим же путем ушла за Иордан оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская.

     

    Луч и лучи

    При дальнейшем формировании иконографии праздника в качестве важнейшего элемента верхней части композиций утвердился сегмент Небесной сферы, из которого изливаются лучи Славы Единотроичного Божества. На некоторых старинных изображениях Крещения из сферы выходит не луч, а благословляющая десница Отца. Луч, исходя из Небесного круга, как единый, указывает на единство трех Лиц Пресвятой Троицы по существу, а также на единство Божественной энергии, Божественного действия, всегда проистекающего от Отца через Сына и проявляющегося во Святом Духе. Разделением небесного луча натрое обнаруживается тройственность Бога в Лицах (Ипостасях). Можно сказать, что этим символом знаменуется участие всех трех Божественных Лиц в Домостроительстве нашего спасения.

     

    Ангелы на берегу

    Примерно с VI века в композиции утвердились образы ангелов. Обычно они изображаются на противоположной стороне от Иоанна Предтечи, на другом берегу Иордана. Число ангелов может варьироваться, чаще всего их три или четыре. Расположение ангелов на берегу возводит к мысли о соединении во Христе двух миров: земного и небесного; о содействии ангелов Божиих Спасителю во время Его земного служения. Покрытые руки ангелов и смиренно склоненные головы – знак благоговения перед Спасителем как перед Владыкой.

     

    Три ризы

    Иногда на иконах можно встретить изображение трех риз, которые подносят Господу ангелы. В Богоявлении цвета риз говорят о Единых в Существе Своем Лицах Святой Троицы, о свойствах Божиих, описанных пророками.

    Белый цвет, знаменующий несозданный Божественный Свет, имеет несомненную эсхатологическую направленность (эсхатология – православное учение о конечных судьбах мира и человека – прим.ред.): на Фаворе ученики увидели своего Божественного Учителя в сияющих белизной ризах, беседующим с пророками Моисеем и Илией, которые говорили об исходе Его (см. Лк. 9, 31). Восседающий на престоле Ветхий деньми в видении пророка Даниила имел белое как снег одеяние (см. Дан. 7, 9). Красный цвет риз, как цвет пламенной Божественной любви, может быть усвоен Ипостаси Бога Отца. Цвет небесной синевы соответствует Ипостаси Бога Духа Святого, Царя Небесного.

     

    Рыбы и змеи

    На иконах праздника встречаются и представители живой природы. Рыбы у ног Богочеловека, по одной версии, подчеркивают подчинение Господу мира живой природы. По другой – знаменуют Его верных последователей, их близость ко Христу.

    Существуют изображения, на которых Спаситель представлен стоящим в водах Иордана на перекрещенных досках, из-под которых выползают змеи. Это изображение перекликается с иконографией «Сошествия во ад», где Спаситель попирает сокрушенные врата ада, показанные аналогичным образом. Змей в воде – иллюстрация фрагмента 73-го псалма: «Ты стерл еси главы змиев в воде, Ты сокрушил еси главу змиеву». В песнопениях праздника Крещения многократно повторяется: «Змиев главы сокрушити Христос спеша, ныне грядет водами» (тропарь 5-й песни канона предпразднства). Таким образом, событие Крещения напрямую связывается с Воскресением и со спасением человечества от смерти.

    № 1 (585) 11 января 2023 г.