Услышать голос Божий в своем сердце, оставить все и последовать за Ним… Как претворяется в жизнь подобная решимость в современном мире? О своем пути к священству рассказал настоятель Троицкого храма с. Ждамирово и храма во имя великомученика Димитрия Солунского с. Хмелёвка Сурского района иерей Иоанн Филиппов.
– Отец Иоанн, Вы воспитывались в православной семье?
– Да. В три года я остался сиротой, и меня взяли на воспитание двоюродная бабушка – тетя отца – и ее дочь. Бабушка была верующей и уделяла много внимания моему христианскому воспитанию. Меня крестили в Неопалимовском храме Ульяновска, и с тех пор я стал посещать церковь. С момента осознания мира в мою жизнь вошел и Господь – я никогда не чувствовал себя вне веры.
– Какие воспоминания остались о бабушке?
– Она каждый день читала старинное Евангелие, молилась на коленях. Я всегда наблюдал за ней. Когда стал постарше, начал спрашивать ее о вере, самостоятельно читать это Евангелие. В 1988 году, когда мне было 13 лет, бабушка умерла. Это стало для меня серьезной трагедией. Моя жизнь изменилась, считаю, что тогда я и духовно осиротел. Наверно, именно молитвы бабушки и то, что я сберег в своей душе со времен общения с ней, сохранило мне жизнь в 90-е годы – непростое для молодежи время.
– Вы пришли к священству уже в зрелом возрасте. Поделитесь, пожалуйста, как это произошло?
– После школы я получил специальность учителя физической культуры, работал в школе, затем в администрации – в общем 25 лет «светского» стажа. Когда женился, то и семью привел в храм, наши дети ходили в воскресную школу. Венчание было для меня обязательным условием для создания семьи. Со временем жена стала ходить в храм чаще меня. Я был рад, что мы живем с Богом, для меня это огромное счастье. С возрастом я стал соотносить мир, в котором мы живем, и Церковь как разнополярные. И та полярность, которая Божественная, тянула меня больше. Я понимал, что мир жесток, в нем много ситуаций, в которых люди действительно страдают и нуждаются в помощи. Необходимо подсказать им, что есть та дверь, которую следует открыть, – это дверь в храм. С этой мыслью я бросил все и решил стать священником. Я отдался в руки Божии, попросил дать знак, как мне быть. И такой случай произошел. В администрации, в спорткомитете, где я работал, начались изменения: нашу организацию переименовывали. Всем сотрудникам нужно было уволиться, чтобы потом написать заявление о приеме на работу в организацию уже с новым названием. Это была формальность, на самом деле никого не увольняли. Но я понял, что если уволюсь, то заявление о трудоустройстве уже писать не буду. Именно это и подвигло меня бросить все, пойти в храм и спросить: «Можно попробовать себя в роли алтарника, помогать любой работой, самое главное – быть в храме?». Меня взяли помощником священника без всякого содержания. На протяжении полугода я каждый день ходил на богослужения в храм Благовещения Пресвятой Богородицы Ульяновска и был счастлив.
На тот момент настоятелем в храме был отец Димитрий Фомин. Он посоветовал мне поступать в семинарию. Но я считал, что туда нужно идти хотя бы с минимальной «базой». Мои же знания были довольно поверхностны, я это понял, когда вошел в алтарь, – осознал всю серьезность и ответственность этого служения. Поэтому сначала прошел обучение на епархиальных курсах, убедив себя в том, что это будет полезнее, что я получу здесь необходимые знания и с ними мне самому будет спокойнее находиться в стенах семинарии. С Божией помощью окончил курсы и через год, с благословения архиерея, поступил в Пензенскую духовную семинарию.
– Какие перемены произошли в Вашей жизни с принятием священства?
– Когда меня рукополагали во диакона, в годы обучения в семинарии, у нас с матушкой был разговор о том, что в Церкви как в армии: владыка дает указ, и я иду, куда меня назначили. Мы это понимали и принимали Божию волю, верили, что Господь все управит.
Назначение в Сурский район было воспринято нами спокойно, хотя было непонятно, как будем жить. С тех пор прошло больше года, и могу сказать, что все идет гладко и каким-то образом все успевается. Мудрым образом Господь все управляет. Я считаю, не нужно ничего бояться, – если мы отдаем себя в руки Божии, то Он нас ведет. А с Господом – не страшно!
– Вы активно занимаетесь возрождением и ремонтом старинных храмов. Какие работы проведены?
– В Ждамирово – да, храм старинный, а в Хмелёвке храм как таковой был разрушен полностью. Неизвестно даже точное место, где он располагался.
Здание, в котором сейчас оборудован Димитровский храм, – бывший купеческий дом. Оно было передано верующим в полуразрушенном виде, и его восстановление состоялось благодаря трудам отца Анатолия Капранова и дружных прихожан. Со временем даже отремонтированное здание ветшает, поэтому в 2023 году мы занялись благоустройством внешнего облика храма: заменили кровлю, отремонтировали крыльцо, ограду, входную группу, привели в порядок печи и дымоходы.
Жителей села это очень радует, потому что храм им нужен, они активно ведут сбор средств. Это дает надежду на то, что и заброшенные дома здесь начнут возрождаться.
– Отец Иоанн, в чем Ваша самая сильная внутренняя мотивация?
– Что может быть лучше, чем сделать что-то для Бога? Господь нас терпит, любит, делает все для нас. Вот и мы должны сделать что-то с душой для Него, насколько это возможно. Даже просто подмести храм – уже хорошо! А когда сделаешь так, чтобы было красиво, и скажешь: «Господи, все для Тебя!» – это и есть счастье! Божие – Богу!
Беседовала Мария Башарина