Главная / Главная Новость / Приветствие Митрополита Симбирского и Новоспасского Лонгина участникам регионального этапа XXX Международных Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

    Приветствие Митрополита Симбирского и Новоспасского Лонгина участникам регионального этапа XXX Международных Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность»

    14 декабря в Ульяновске прошло пленарное заседание регионального этапа ХХХ Международных Рождественских образовательных чтений. К участникам и гостям форума обратился Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин.

    Уважаемые участники и гости Рождественских чтений!

    Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

    Я сердечно рад приветствовать всех вас на пленарном заседании регионального этапа XXX Международных Рождественских образовательных чтений!

    Напомню, что основная задача этого церковно-общественного форума — изучение и обсуждение тем, связанных с духовным наследием, духовной культурой и историей нашего Отечества; осмысление современной жизни Православной Церкви, христианства в современном мире.

    В этом году к обсуждению на чтениях нам предложена тема «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».

    Сразу скажу, что эта тема не предполагает однозначных оценок, но дает возможность поразмышлять об очень важных вещах — о том, как возникли и развивались процессы, которые спустя три с половиной столетия оказывают влияние и на нашу сегодняшнюю жизнь.

    В исторической научной литературе и общественном сознании существует множество различных мнений относительно личности и деятельности императора Петра I, и они диаметрально противоположны.

    Еще при жизни ему был присвоен Сенатом официальный титул «Великий». Как говорится в ряде источников, он «изумлял» собой современников. Блистательный полководец, он сам находился в гуще сражений. Сам трудился, осваивая корабельное дело, градостроение и многие ремесла. Путешествовал без свиты, вел переговоры без дипломатов и переводчиков, страстно интересовался современной ему наукой и философскими учениями.

    Широте его натуры соответствовала и всеохватность его реформ, которые касались всего строя жизни государства: экономики, внешней политики, социальной структуры общества, системы управления, — и простирались вплоть до регламентации быта населения.

    С другой стороны, изумляла современников, в плохом смысле, противоречивость его натуры, необъяснимая жестокость, безнравственность личной жизни императора. Поощряемое им распутство привело в разрушению образа русского православного царя как заступника, духовного лидера, молитвенника и ходатая за русский народ. Недаром в народе распространялось убеждение, что Петр — не царь, а «антихрист», и что подлинного царя подменили в детстве на «немчина».

    Благодаря реформаторским начинаниям Петра Россия превратилась в империю, встала в ряд европейских держав. Однако ряд реформ внутреннего характера стал для страны источником огромных проблем в будущем. По образному замечанию А.С. Пушкина, император «Россию поднял на дыбы». Был проведен масштабный насильственный слом основных культурных и религиозных традиций русского народа, который не прошел бесследно.

    Правящий образованный класс Русского государства — дворянство — и в социальном, и в политическом, и в культурном отношениях отделился от собственного народа, превратился в замкнутое сословие, воспитанное в чужеземных традициях. Презрение к России в те годы стало как бы принадлежностью образованного человека. По замечанию историка Н.М. Карамзина: «Мы стали гражданами мира, но перестали быть гражданами России». И, как мы видим, этот разлом сохраняется даже через века.

    В течение многих столетий в отношениях Церкви и государства сохранялся византийский принцип симфонии. Суть его — соработничество Церкви и государства, патриарха и царя ради блага народа Божия. Принцип симфонии подразумевал, с одной стороны, сотрудничество, а с другой —сохранение определенного рода автономии как одного, так и другого института, их неслияние, отсутствие абсолютного первенства будь то духовной, будь то светской власти. Конечно, в своем полном, идеальном выражении симфония существовала сравнительно недолго, но оставалась главенствующим принципом церковно-государственных отношений цивилизованного мира.

    Во взаимоотношениях с духовной властью Петр I тоже стремился идти до конца. Он провел капитальный пересмотр отношений государства и Церкви и полностью подчинил Церковь государству, превратив ее в одну из структур общего государственного аппарата, «духовное ведомство». Так называемый Синодальный период длился около двух столетий: с начала 1700-х до 1917-го года.

    Церковный историк протоиерей Георгий Флоровский дал этим преобразованиям такую оценку: «В системе Петровских преобразований Церковная реформа не была случайным эпизодом… Это был властный и резкий опыт государственной секуляризации… Государство утверждает себя самое как единственный, безусловный и всеобъемлющий источник всех полномочий, и всякого законодательства, и всякой деятельности или творчества».

    Как человек, переживший октябрьский переворот — Русскую катастрофу, видевший своими глазами «отдаленные последствия» ряда петровских реформ, отец Георгий пишет о Петре так: «У него была психология революционера… Он сам привык и других приучал о настоящем думать всегда в противопоставлении прошлому. Он создавал и воспитывал психологию переворота. И именно с Петра и начинается великий и подлинный русский раскол»…

    А там, где возникает раскол, разделение — подтверждаются слова Господа: Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит (Мф. 12, 25)»…

    В связи с этой темой хотелось бы подробнее рассмотреть и понятие секуляризации.

    Процесс секуляризации — вытеснения религии из общественного пространства — начался в христианской Европе в эпоху Просвещения. Он длился не одно столетие, и в целом увенчался «успехом» к середине XX века.

    Секуляризация на Западе по существу сводилась к перемещению религии из общественной сферы в приватную. Главенствует принцип отделения Церкви от государства. Однако нигде, ни в какое время, ни в одной стране мира секуляризм не был равен атеизму. В западных секулярных странах, к примеру, всегда было нормой знакомство школьников с основами религии в государственных школах, присутствие в армии капелланов, сохранение храмов как исторических памятников и так далее. Ни в одной европейской секулярной стране не ставилось задачей уничтожении религии и, тем более, физическое устранение духовенства и верующих.

    Не так было в России, затем Советском Союзе, после октября. Аресты, расстрелы священнослужителей и мирян, разрушение храмов ― все это происходило на протяжении многих десятилетий. Только молитвами тысяч новомучеников Церковь в России вновь получила свободу и возможность возрождения.

    На мой взгляд, сегодня очень важно вернуть словам их первоначальный смысл.

    Поэтому я хотел бы напомнить, что по закону принцип отделения Церкви от государства означает: Церковь не вмешивается в управление государством, государство не вмешивается в управление Церковью. При этом нам крайне необходимо доброе сотрудничество и соработничество в различных сферах — прежде всего, образования, культуры, социальной поддержки. Церковь является неотъемлемой частью российского общества точно так же, как и само общество является частью Церкви.

    И тридцатилетний опыт проведения Рождественских чтений ― одно из свидетельств тому, что это взаимодействие может быть интересным, полезным и плодотворным.

    Нам необходимо совместно преодолеть процесс отчуждения людей от своей духовной и национальной культуры, традиции, истории, наконец, отчуждения людей друг от друга.

    Государство и общество не могут полноценно существовать, успешно функционировать без общих ценностей, которые объединяют людей. Сегодня их часто стыдливо называют общечеловеческими или гуманитарными, но в основе своей — это ценности христианства.

    Вот почему сегодня Церковь старается делать все, чтобы в нашей стране проповедовалось слово Божие — в нем содержатся самые верные критерии отличия добра от зла. Нас часто спрашивают: зачем строятся новые храмы, открываются монастыри, зачем нужны православные школы? На этот вопрос Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл как-то ответил так: «Простой человек знает, что, когда он приходит в храм и молится, на сердце становится легко и светло. Мы входим в храм одними, а выходим другими. Значит, Церковь совершает что-то такое, что меняет человеческое сердце, что меняет внутреннее состояние человека. А ведь от этого внутреннего состояния — все производное, что выражается в любых категориях: политических, экономических, социальных, этических, культурных… И Церковь не призвана заниматься ни политикой, ни экономикой, ни решением каких-то других задач. Она обязана помогать государству, обществу, народу в решении тех задач, которые перед ними стоят. Но главная задача Церкви — это человеческое сердце, это изменение человеческой личности. И если изменится человек к лучшему — изменится весь мир. И нет другого способа и никакой другой методологии повлиять на изменение мира к лучшему, как изменить человеческое сердце».

    Каждому христианину надо стремиться к тому, чтобы вся наша жизнь, все поступки были проникнуты духом Евангелия. И если мы действительно будем прикладывать к этому усилия, изменится не только наша собственная жизнь и жизнь наших близких, но и нашей Симбирской земли, и России в целом.

    Еще раз сердечно приветствую всех участников регионального этапа Рождественских чтений! Благодарю вас за ваши труды, за доброе сотрудничество и искренний интерес к нашему форуму. Желаю всем вам взаимополезного общения и дальнейших успехов в вашей учебной, научной, просветительской, общественной деятельности!

    14 декабря 2021 г.