Поправшие огонь

    «…и ходили сии три мужа посреди пламени, воспевая Бога и благословляя Господа» (Дан. 3, 24).

    30 декабря Православная Церковь прославляет память трех вавилонских отроков – Анании, Азарии и Мисаила, а также пророка Даниила.

    Одаренные воспитанники

    За 600 лет до Рождества Христова Иерусалим был завоеван вавилонским правителем Навуходоносором. Храм, который некогда воздвиг царь Соломон, разрушили, а множество иудеев взяли в плен. Навуходоносор поручил своему помощнику выбрать из пленников знатных «отроков, у которых нет никакого телесного недостатка, красивых видом, и понятливых для всякой науки» (Дан. 1, 4) Так благородные юноши Даниил, Анания, Азария и Мисаил стали воспитываться при царском дворе, изучать халдейский язык и другие науки.

    Навуходоносор лично распорядился давать им «пищу с царского стола и вино, которое сам пил» (Дан. 1, 5). Благочестивые юноши отказались от излишеств и продолжили вести аскетичный образ жизни. И Господь даровал им «знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны» (Дан. 1, 17).

    Три года воспитывались пленники халдейским премудростям. Наконец они предстали перед царем Навуходоносором. Побеседовав с ними, правитель посчитал, что юноши сообразительнее и умнее всех вавилонских мудрецов и оставил их служить при дворе.

    Пророческий сон царя

    Дар понимать значение видений отрок Даниил проявил, объяснив царю его сон. Однажды Навуходоносору приснилось, как камень, скатившийся с горы, уничтожил огромный и страшный истукан, выполненный из четырех металлов. После этого камень вырос в большую гору.

    Юноша поведал правителю, что идол символизирует четыре языческих царства, которые должны сменить друг друга. Камень символизирует Мессию, а гора – Его вечное Царство, то есть, Церковь. Услышав толкование, «царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу, и велел принести ему дары» (Дан. 2, 46). После этого отрок получил звание начальника Вавилона.

    Деирское торжество

    Некоторое время спустя, «царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской» (Дан. 3, 1). По приказу правителя торжественное открытие статуи сопровождалось игрой на музыкальных инструментах. Глашатай объявил, что при звуке «трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий» (Дан. 3, 5) следует припасть на колени и поклониться золотому идолу. Отказавшихся же бросят в раскаленную печь.

    Пророка Даниила на открытии истукана почему-то не было. А его друзья, оставаясь верными заповедям (см. Исх. 20, 2-6), не поклонились иному богу.

     

    Славословие из огня

    Непослушных отроков привели к Навуходоносору. Царь, прежде чем наказать, спросил их, случайно или намеренно те ослушались повеление правителя? «И сказали [отроки] царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это. Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан. 3, 16-18). Разъяренный Навуходоносор «повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее» (Дан. 3, 19). Самые сильные вавилонские воины схватили Ананию, Азарию и Мисаила, связали их и бросили в печь. Жар был настолько сильным, что сами воины тотчас упали мертвыми.

    А благочестивые юноши оставались невредимыми – Господь послал Своего ангела остудить огонь. Тот сошел прямо в печь и «сделал, что в средине печи был как бы шумящий влажный ветер» (Дан. 3, 50). Среди смертоносных языков пламени отроки ходили вместе с ангелом, славословя Небесного Отца: «Благословен Ты в храме святой славы Твоей, и прехвальный и преславный во веки» (Дан. 3, 53). В своем благодарственном гимне они призывали все творение Божие славить и восхвалять Господа, а огню повелевали не опалять верных Ему.

    Удивление царя

    Наблюдая за происходящим, правитель изумился: мало того, что связанные юноши остались живыми и освободились от уз, так еще среди них появился кто-то четвертый, вид которого «подобен сыну Божию»! (Дан. 3, 92) Он велел Анании, Азарии и Мисаилу выйти из печи и подойти к нему. Царь, а также все, кто находился на торжестве увидели, что отроки невредимы настолько, что даже «запаха огня не было от них» (Дан. 3, 94). Тогда Навуходоносор прославил истинного Господа, Который сохранил Своих угодников и запретил всем своим поданным хулить Его имя. А чудесных юношей назначил главными начальниками над всеми иудеями, которые жили в Вавилонской империи.

    Образ отроков в гимнографии

    Сюжет о чудесном избавления трех отроков от пламени огненной печи нашел отражение в богослужебных текстах еще в первые веков христианства. Отдельные стихи Песни Азарии, Анании и Мисаила встречаются, например, в Великом славословии («Слава в Вышних Богу»): «Благословен еси, Господи, Боже отец наших, / и хвально, и прославлено Имя Твое во веки» (Дан. 3, 25).

    Отголоски Песни вавилонских юношей можно найти и в структуре канона. Как мы знаем, это произведение состоит из девяти песен, в основе которых лежит поэтический пересказ отрывков из библейских песен. Одна из таких песен и есть гимн трех отроков, славящих Бога. В ирмосах седьмой и восьмой песен любого канона всегда есть упоминание об этих юношах или фрагменты их Песни: «Телу златому премудрыя дети не послужиша, / и в пламень сами поидоша, и боги их обругаша /, среди пламене возопиша, и ороси я ангел: // услышася уже уст ваших молитва» (ирмос седьмой песни канона Последования ко Святому Причащению); «Седмерицею пещь халдейский мучитель / Богочестивымнеистовноразжже, / силою же лучшею спасены сия видев, / Творцу и Избавителю вопияше: / отроцы, благословите, / священницы, воспойте, //людие, превозносите во вся веки» (ирмос восьмой песни воскресного канона восьмого гласа). Полностью библейскую Песнь трех отроков можно услышать на богослужениях в дни Великого поста.

     

    Анна Фролова

    № 24 (560) 22 декабря 2021 г.