Отвечает Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин
У нас в Православной Церкви существует традиция освящения плодов нового урожая на Преображение Господне. В связи с этим очень распространена полемика: можно ли вкушать до 19 августа яблоки, груши и виноград? Действительно ли существует такой запрет? Слышала, что раньше в Московской семинарии за нарушение такого запрета отчисляли. Понятна логика: все первое — Господу, но тогда нельзя вкушать до освящения плодов ВЕСЬ новый урожай, т.е. ягоды, овощи, фрукты. Прошу Вас разъяснить эти недоумения.
Освящение плодов в день Преображения — древнейшая традиция Церкви, одна из тех, что сохранились еще с ветхозаветных времен. Она глубока и осмысленна: принося Богу начаток плодов своего труда, мы тем самым свидетельствуем, что помним о том, Кому обязаны всем тем, что у нас есть, и благодарим Бога за Его дары. Слова «Твоя от Твоих…», которые произносятся во время Литургии, применимы и в данном случае.
Эта благочестивая традиция была глубоко воспринята русским народом. В некоторых местностях центральной России существует традиция приносить к освящению не только яблоки и виноград на Преображение, но и все первые овощи по мере их созревания — молодую картошку, морковь, капусту, свеклу (мне приходилось это видеть). В старину на Успение, когда начиналась жатва, освящали первый сноп. Так что это очень хороший, почтенный обычай — но не какое-то строгое церковное правило, не запрет. Я сам учился в МДС и никогда не слышал, чтобы юношей отчисляли из семинарии за такое «нарушение».
В наше время все перепуталось: даже клубнику можно есть круглый год, не говоря уже о яблоках и винограде, поэтому сегодня вообще речь не может идти о каких-то строгих запретах. И все же я не вижу ничего плохого в том, чтобы не есть яблок этого урожая, тех плодов, которые у нас созревают как раз примерно к Преображению, до их освящения, и сам стараюсь этому следовать.
Какие-то бытовые особенности, обычаи неизбежно уходят из нашей жизни, потому что меняется сама жизнь, ее условия и ритм. Но в свое время эти обычаи возникли, потому что всё в жизни человека было окружено памятованием о Боге. И сегодня мы должны помнить о Боге и строить на этом основании свою жизнь.
Уважаемый Владыка, недавно узнали, что плоды, освящаемые на Медовый, Яблочный и Ореховый Спас, остаются в храме как дары Господу Богу. Правда ли это?
Да, была такая традиция, но уже давно этого никто не делает. Эта традиция происходит от заповеди о жертве. Действительно, когда-то начатки своих плодов прежде, чем вкусить их, человек приносил в храм как жертву Богу, в благодарность Ему. То же самое – с медом, орехами, пасхальными снедями: вот хозяйка приготовила их, потом взяла самый хороший кулич, крашеные яички, пасху – и отнесла в церковь… Так было. Сегодня люди просто приносят освящать все это для собственного употребления. Ничего плохого в этом нет, если люди все-таки осознают смысл церковных праздников и помнят о необходимости жертвы на храм.