Икону называют богословием в красках, и потому мы решили посмотреть на иконографию двунадесятых праздников вместе с человеком, который изучает ее не просто умозрительно, а опытно, во время работы. Об иконографии Успения Пресвятой Богородицы размышляет иконописец Анатолий Алешин, преподаватель иконописного факультета Московской духовной академии, один из ведущих специалистов в области фресковой росписи.
– Давайте поговорим про более лаконичный извод, как, например, на иконе XIV века из Новгородского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
– Глядя на икону Успения Божией Матери, можно сказать, что здесь очень наглядно изображено происходящее событие. Мы видим в центре ложе, на котором покоится пречистое тело Божьей Матери, окруженное «слетевшимися» с разных концов земли апостолами, и Спасителя, держащего на руках душу Богородицы.
Следует обратить внимание, что сравнение смерти с успением, со сном, понятие смерти как сна – традиционно для Церкви. Христианская вера предполагает не просто ожидание конца света и всеобщего воскресения, а желание этого события. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», – говорится в Символе веры. Не раз встречается оно в Евангелии – так, Сам Господь говорил про дочь Иаира: «не плачьте; она не умерла, но спит» (Ин. 8, 52), и про Лазаря: «Лазарь, друг наш, уснул» (Ин. 11, 11).
И уж тем более сравнение с успением логично, когда речь идет о Богородице. Вспомним слова стихир и задостойника праздника:
«А́нгели, успе́ние Пречи́стыя ви́девше, удиви́шася, / ка́ко Де́ва восхо́дит от земли́ на Не́бо».
«Побежда́ются естества́ уста́вы / в Тебе́, Де́во Чи́стая: / де́вствует бо рождество́ и живо́т предобруча́ет смерть; / по рождестве́ Де́ва и по сме́рти жива́, // спаса́еш и при́сно, Богоро́дице, насле́дие Твое́».
Та же мысль звучит и в тропаре:
«В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́, / во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице, / преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́, // и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша».
Успение Богоматери. Конец XIV в. Новгородский государственный музей-заповедник
На иконе вокруг одра Божьей Матери мы видим апостолов, которые пришли проститься с Ней. В богослужебный текстах подчеркивается, что как апостолы с разных концов земли пришли к одру Божьей Матери, так и мы приходим в Церковь, на литургию – каждый из своей ситуации, говоря современным языком. Неведомыми Своими путями собирает Господь к престолу Свое стадо. И апостолы группами находятся по краям одра – как по краям престол: с одной стороны Петр, с другой Павел (который присутствует во всех значимых событиях, в которых, если смотреть с человеческой, исторической точки зрения, он не участвовал, но в иконах совсем другое измерение)…
За одром стоит Господь с душой Божьей Матери, так и на литургии Он невидимо предстоит, являясь Центром и Свершителем таинства.
Душа Божьей Матери изображается в виде спеленутого младенца – это говорит о том, что переход в Вечную Жизнь тоже происходит как рождение.
В некоторых изводах изображаются врата Царствия Небесного, в некоторых – к этим вратам возносится ангелами Богородица в обычном (не в образе младенца) Своем виде.
– Каких обычно святителей изображают на иконах Успения?
– Тех, кто, по преданию, присутствовал при Успении – Иаков Иерусалимский, брат Господень, Дионисий Ареопагит, Иерофей Афинский и Тимофей Эдесский.
– Какую роль играет изображение ангельских сил вокруг мандорлы (сияния), внутри которой – Христос с душой Богородицы?
– Всякое благое дело, тем более священное, происходит не иначе как с помощью и в присутствии ангельских сил. Вот и на иконе «Успения Божией Матери» они изображаются: доставляющими апостолов и возносящими Божью Матерь в Царствие Небесное, стоящими с благоговением со свечами вокруг скорбного одра.
Здесь можно говорить в том числе и о литургическом значении – в литургии участвуют и священнослужители, и пришедший народ, и Силы Небесные, и, конечно, Сам Господь. Вся Церковь во всей полноте. Здесь эта полнота как раз тоже подчеркивается. Апостол Петр обычно изображается с кадилом – он кадит одр, как кадят престол в храме.
Даже если нет мандорлы с ангелами, как, например, на иконе Успение Богородицы XIII века из собрания Третьяковки, все равно ангельские силы присутствуют: есть летящие ангелы с прикровенными руками – знак того, что они близко к Святыне. Над ними два поясных ангела, тоже указующих на Спасителя с душой Его Матери, и наверху еще два ангела, которые душу Богородицы относят на Небо.
– Перед одром Богородицы горит свеча (на этой иконе – одна, может быть две)…
– По преданию, Божья Матерь Сама дала указание, чтобы в горнице горела свеча. Но здесь и литургическое звучание – свечи зажигают пред царскими вратами.
Хотелось бы сказать, что на Руси праздник Успения Божьей Матери всегда был очень важен для верующих. И в древних иконостасах, и в темплонах больших храмов без изображения Успения не обходилось. Эта икона, как правило, завершает праздничные ряды. Подтверждением важности праздника для Русской Церкви можно назвать многочисленные Успенские храмы. Древний – 1158 года во Владимире, построенный князем Андреем Боголюбским. Или такой важный для нашей страны, ее истории Успенский собор Московского Кремля (1475–1479).
Для русской и балканской традиции характерно и нередкое изображение Успения на западной стене храма, то есть это тот образ, который прихожанин видит последним, выходя из храма. Есть еще и такая устойчивая традиция, когда композиция Успения Божьей Матери изображалась на северной стене, напротив композиции Рождества Христова. Эта параллель имеет все те же литургические смыслы, то есть литургия – как общее богослужение: в Рождестве Христовом и люди, и ангельские силы пришли к Самому Спасителю, к Его яслям, в композиции Успения все пришли к одру Божьей Матери, но, как мы уже говорили, центральной здесь является фигура Христа.
Апостолы, летящие на облаках
– Давайте теперь поговорим про «облачное Успение».
– «Облачное Успение» является, так сказать, расширенной версией этого праздника. Апостолы изображаются не только у одра Богоматери, но и в верхней части иконы, на облаках, летящими из разных концов земли к Иерусалиму. Это чудесное их перемещение подчеркивается зримо, и, по преданию Церкви, именно так Господь собрал их еще раз воедино у одра усопшей Богородицы. И литургический смысл остается тем же: Господь собирает на богослужение людей со всех концов земли.
– Мы еще не сказали про архитектурные строения на иконе. Какую они несут смысловую нагрузку?
– Они показывают, что действие разворачивается внутри помещения (мы помним, что это горница на Сионской горе в Иерусалиме). Если действие происходит вне помещения, на улице, обычно пишутся горки.
Успение Богоматери. Ок. 1497 г. Происходит из местного ряда иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря. Государственная Третьяковская галерея
– Вернемся к более подробным изводам, в которых мы можем увидеть эпизод с вручением Богоматерью Своего пояса апостолу Фоме, который, согласно преданию, был перенесен к одру Божией Матери с опозданием и получил пояс из Ее рук.
– Это предание дополняет основные факты и основное, главное, что изображается в иконе. То есть добавляется повествовательность, стремление изобразить событие более детально. Ту же функцию выполняет и другой эпизод, который иллюстрирует момент, как иудейский священник Авфоний, который недолжно относился к Богородице, прикоснулся к одру, чтобы сбросить Её тело. Ангел отсёк ему обе руки. Но когда после назидания апостола Петра Авфоний взмолился о помощи, вновь обрел руки в целости. Такое мы видим, например, на иконе Успение Богоматери ок. 1497 г. Происходит из местного ряда иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского монастыря.
Успенсий собор. Троице-Сергиева лавра. Успение Пресвятой Богородицы. Фреска 1684 год
В Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Успение Пресвятой Богородицы исполнено, говоря современным языком, как раскадровка, то есть в нескольких регистрах росписи изображается каждый из моментов происходящего. Это колоссальный труд для иконописца – изобразить Успение пошагово. Целью такого множественного изображения Успения, думаю, было желание содержательно заполнить большие площади стен и то, чтобы человек, созерцающий росписи, как можно лучше представил, что происходило тогда, в тот момент, словно бы он сам оказался свидетелем.
Середина XV в. Тверь. Государственная Третьяковская галерея
На мой взгляд, заслуживает внимания икона Успение Пресвятой Богородицы XV века тверского происхождения из Третьяковской галереи. Иконография – «облачное Успение». Икона очень красива по колориту. Ее часто копируют студенты у нас на иконописном факультете: изысканный цветовой строй иконы привлекает к себе.
– Как вы считаете, почему сложение зрелой иконографии Успения относится к постиконоборческой эпохе?
– Действительно, в эту эпоху складываются многие иконографии, и не случайно: Церковь стала уделять особое внимание как иконографии, так и языку иконописи. В чьем лице это происходило? В первую очередь это святители и преподобные, и так же, думаю, сами иконописцы тоже формировали иконографические традиции.
– В иконах Успение Пресвятой Богородицы мы видим скорбь тех, кто собрался у Ее одра. И вместе с тем – там никогда нет отчаяния….
– Да, именно скорбь, светлая печаль, но никогда не безысходность, поскольку иконопись этого не приемлет, в иконах всегда есть упование на Жизнь Вечную. Да, апостолы и все, кто знал Матерь Божью, не могут не испытывать чисто человеческих чувств от того, что расстаются с Ней здесь, на земле. Но ведь они знают, что Христос воскрес. И в целом это передает характер всего иконописного повествования: присутствие Спасителя, Который держит в руках душу Божьей Матери, ангелов, которые возносят Ее. Не зря Успение называют Богородичной Пасхой: по преданию Церкви, Богородица была взята на Небо с душой и телом.
И в этом – великая тайна и наше упование. Поэтому никогда в колорите иконы Успение мы не увидим ничего мрачного, все равно там будут звучать ликующие цвета.
– Расскажите, вы сами писали Успение Божьей Матери?
– Да, несколько раз писал композицию Успение Пресвятой Богородицы, и в основном на стене. Например, в Череповце, в часовне Преподобного Филиппа Ирапского, 1999 г., один из лепестков свода был посвящен Успению Божьей Матери. В Пахомиево-Нерехтском монастыре, в Троицком соборе, 2005 г., в Краснодарском крае, с. Аргатов, храм Св. кн. Владимира, 2015 г.
Краснодарский край, с. Аргатов. Храм святого равноапостольного Великого князя Владимира. 2015 г.
Когда я работаю над этим сюжетом, мне важно отобразить праздник, торжество жизни над смертью, ведь, если вернуться к задостойнику, «Побежда́ются естества́ уста́вы / в Тебе́, Де́во Чи́стая: /», передать, что подлинное предназначение человека – к Вечной Жизни, к пребыванию с Богом в Вечности. Вся драматургия иконы уже выявлена, художник может ее только интерпретировать, так или иначе: скорбят ли апостолы в задумчивости или они скорбят и общаются между собой, например.
Успение. Фрагмент росписи Троицкого Собора Пахомиево-Нерехтского монастыря. 2005 г.
Стараюсь читать перед началом работы богослужебные тексты. На Успение Божией Матери есть два канона – преподобных Иоанна Дамаскина и Косьмы Маюмского. Эти гимнографы, хотя и были родными братьями, можно сказать, разные по стилю – у преподобного Косьмы – сложно закрученная мысль, в нее надо вчитываться, вникать. Чтобы понять смысл, часто приходится возвращаться к началу тропаря. У преподобного Иоанна, лично для меня, в строках канона соединяется ум и сердце, и ты воспринимаешь прочитанное не только умом, но еще возникает какой-то душевный порыв. И тот, и другой канон очень интересны, и надо читать их оба, потому, что получаешь пищу для ума, для души, для духовного осмысления. Эти гимнографы показывают нам на высоком духовном уровне, какие мысли и чувства могут рождаться, когда мы осмысляем тему Успения Божией Матери. И это очень помогает в работе над написанием композиции Успения, наполняет ее содержанием.
Череповец, часовня Преподобного Филиппа Ирапского. 1999 г.