Главная / Медиа / Газета "Православный Симбирск" / Протоиерей Феодор Бородин: «Служение Богу – главное сокровище, которое у меня есть»

    Протоиерей Феодор Бородин: «Служение Богу – главное сокровище, которое у меня есть»

    С 22 по 27 ноября в Ульяновске состоится региональный этап XXXI Международных Рождественских образовательных чтений. Со своим докладом на форуме выступит протоиерей Феодор Бородин – миссионер, проповедник, настоятель московского храма во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, отец восьмерых детей. Корреспондент «ПС» побеседовала со священником и узнала о том, как ему удается совмещать богослужебную, общественную и семейную жизнь.

    – Отец Феодор, когда вы поняли, что священство – это ваш путь?

    – Я с детства хотел быть художником: увлекался рисованием и готовился к поступлению в художественный вуз. Мысль о том, чтобы стать священником, даже не приходила мне в голову. Когда я учился в 9 классе, моя мама начала воцерковляться. Однажды мы с ней поехали к архимандриту Герману (Красильникову; +1985). Он был прозорливым подвижником, прошел ссылки и лагеря. Мы были поражены: увидев нас впервые, старец обратился к нам по именам. Когда я рассказал ему о том, что хочу стать художником, он сказал, что моя дорога лежит в священники. Тогда я пропустил это мимо ушей. Я считал себя верующим, читал Евангелие, ходил в храм, исповедовался, причащался, но о священстве не думал. Когда пришло время, я попробовал поступить в художественное училище, но не поступил. И через год не поступил. А потом меня призвали в армию. Решение учиться в семинарии пришло ко мне именно там. Я начал вспоминать слова отца Германа, думать над ними и за два года службы укрепился в решении, что мне действительно нужно покориться воле Божией.

    – Вы не жалеете о выбранном пути?

    – Нет, я ни разу не пожалел о своем выборе! Служение Богу, вера – главные сокровища, которые у меня есть.

    – За 30 лет служения к вам обратилось огромное количество прихожан со своими горестями и радостями. Нет ли у вас ощущения так называемого пастырского выгорания?

    – Я думаю, что каждый священник проходит через выгорание, как и все люди на любой работе. В Библии, в книге Екклезиаста, описана классическая картина выгорания. Автор возненавидел все дела, которые делал под небом, и возненавидел всю жизнь свою, потому что все «суета и томление духа» (Еккл. 1, 14). Путь преодоления подобного состояния – смирение. Нужно признать и принять свою немощь. Иногда человеку нужен отдых, чтобы восстановить силы. Желательно, чтобы у священника был опытный духовник, который прошел через такое состояние и может помочь оттуда выйти. Такие кризисы – необходимые этапы развития каждого человека. Нужно научиться жить со Христом, радоваться тому, что имеешь сейчас, и благодарить за это Бога.

    – Как вам удается совмещать богослужебную и общественную жизнь, а также уделять время семье?

    – Не знаю, насколько мне это удается, но стараюсь. Однажды я услышал, как один старец говорил священнику, у которого было много административной работы о том, что его дети – это его главные прихожане. Если забросить своих детей, то грош цена всем трудам. Я пытаюсь следовать этому назиданию.

    – Быть женой священника и при этом многодетной матерью очень сложно. Как вы утешаете матушку, когда ее покидают силы?

    – Я стараюсь во всем ей помогать. Мы вместе готовим, убираемся, делаем ремонт, работаем на земле. Моя жена – героическая женщина. Матушка не видела примера многодетной семьи – была единственным ребенком. Более того, не видела модель семьи в принципе – ее воспитывали бабушка и дедушка. Но Господь укрепил ее, и она всему научилась с Его помощью.

    – Как вы проводите свободное время, если оно появляется?

    – В основном мы решаем бытовые, школьные дела, вопросы, связанные со здоровьем. Иногда куда-то вместе ездим или просто отдыхаем дома. Еще читаем книги всей семьей. Сейчас это «Одиссея» Гомера.

    – Вы отец восьмерых детей. Скажите, как перестать относиться к ребенку, как к собственности?

    – Это очень сложный вопрос. С одной стороны, ребенок не наша собственность, с другой, мы несем за него ответственность. Умение пользоваться свободой – долгий процесс. Свободу нужно давать в тех дозах, в которых ребенок может вынести. И у всех детей эта мера разная. Мы должны научить чадо жить и поступать правильно без нас. Пускать на самотек процесс воспитания нельзя. Пока воля ребенка не сформируется, ее заменяет воля родителей, иначе он не сможет противостоять злу, которое его окружает.

    – Как остаться авторитетом для своих детей и не перегнуть палку? Существует ли рецепт воспитания счастливого ребенка?

    – Детьми нужно интересоваться, заниматься тем, что им нравится. Постоянно стараться строить с ними сердечную связь. Их нужно не только обувать, одевать, кормить, читать мораль, но и дружить с ними. В ребенке важно уважать человека, который дан тебе на время. Он, вероятно, не будет таким, каким ожидают его родители. Если родитель ошибся, то необходимо попросить прощения. Тогда чадо увидит, что евангельские законы написаны не только для того, чтобы поучать детей. Ведь и родители подчиняются тому закону, который проповедуют. Это прибавляет авторитета. И конечно же, детей нужно любить – вот рецепт воспитания счастливого ребенка!

    – Расскажите, пожалуйста, о книгах, которые вы написали.

    – Я издал три книги. В первой «Сотвори любовь. Как вырастить счастливого ребенка» я собрал весь свой опыт отцовства и даю советы родителям по воспитанию детей. «Возрастай с Евангелием. Как воспитать ребенка в евангельском духе. Притчи Христовы» – это сборник бесед по притчам Спасителя с детьми и подростками в детском лагере. Третья книга – «Приключения будущих богатырей» – это сказка, которую я рассказывал своим детям целый год. Сейчас готовлю к изданию приключенческую сагу, которую рассказывал своим детям перед сном, а также своим юным прихожанам онлайн во время пандемии, когда нельзя было выходить из дома.

    – Отец Феодор, о чем вы будете говорить на Рождественских чтениях?

    – Я собираюсь говорить о молодежи и современной воскресной школе. Воскресная школа должна стать местом не только передачи знаний, но и площадкой, где молодые люди могут друг с другом подружиться. Нужно создать клубное пространство и возможность общения для них. Это требует определенных усилий и наличия общины, в которую они будут врастать. Подростки должны видеть общность взрослых людей, которые засвидетельствуют им такие отношения верующих, чтобы они захотели им подражать. В храмах есть огромное количество молодых людей, которых привели в Церковь в детстве. А когда они выросли и родили своих детей, то в храме им стало неуютно. Почему? Потому что на них шикают, если малыши в церкви разговаривают. Потому что около храма негде поставить коляску, перепеленать ребенка… Но почти в любом торговом центре есть комната матери и ребенка. Это серьезная проблема, и я хочу осветить ее.

     

    Беседовала Екатерина Баринова

    № 21 (581) 9 ноября 2022 г.

    Протоиерей Феодор Бородин

    родился 8 апреля 1968 года в Москве.

    • В 1986-1988 гг. нес воинскую службу.
    • В 1992 году окончил Московскую духовную семинарию.
    • 29 марта 1992 года рукоположен в сан диакона.
    • 14 октября 1992 года рукоположен в сан иерея.
    • С 1992 года по настоящее время – настоятель московского храма во имя бессребреников Космы и Дамиана.
    • В 2012 году удостоен права ношения креста с украшениями.
    • Первая книга о. Феодора выпущена в 2018 году.