Главная / Слово Архипастыря 2022 год / Приветствие Митрополита Симбирского и Новоспасского Лонгина участникам регионального этапа XXXI Рождественских образовательных чтений

    Приветствие Митрополита Симбирского и Новоспасского Лонгина участникам регионального этапа XXXI Рождественских образовательных чтений

    С радостью приветствую вас на пленарном заседании регионального этапа XXXI Международных Рождественских образовательных чтений!

    Напомню, что основная задача этого общероссийского церковно-общественного форума — изучение и обсуждение тем, связанных с духовным наследием, историей и культурой нашего Отечества.

    В этом году чтения посвящены теме «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».

    Эта тема крайне актуальна в настоящий момент, когда Россия, да и весь мир в целом, находятся на перепутье и ищут возможности преодоления глобальных конфликтов и кризисов на всех уровнях — от межличностных до межгосударственных.

    Совсем недавно, 25 октября 2022 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обозначил эти глобальные вызовы в своем выступлении на пленарном заседании XXIV Всемирного русского народного собора: «Это истощение природных ресурсов и загрязнение среды обитания, возникновение новых инфекций, погружение значительной части наших современников в виртуальный мир и связанный с этим отрыв от реальности, оттачивание изощренных способов манипуляции как личным, так и массовым сознанием, создание систем, могущих обеспечить тотальный контроль над человеком, и наиболее остро ощущаемое нами сегодня умножение вооруженных столкновений и конфликтов на Земле». Он подчеркнул, что возрастание старых и возникновение новых опасностей, среди которых — технологии трансгуманизма и глобализации, происходит на фоне постоянного умножения технических возможностей человека.

    В такое время жизненно важно определить основы своего бытия, ключевые ценности, роль традиции в стремительно меняющемся мире. Не случайно в современном российском обществе сегодня так активно обсуждается вопрос о том, нужна ли государству своя идеология, какой она может быть, как может влиять на все стороны жизни народа, что необходимо противопоставить современным вызовам.

    В своем кратком выступлении мне хотелось бы сказать, что такое духовный выбор в понимании Русской Православной Церкви. Для нас это вовсе не «высокое и оторванное от жизни» понятие. В ситуации духовного выбора ежедневно находится не только каждый христианин, но и любой человек, проводящий свою жизнь внимательно и осознанно.

    Мы знаем, что Господь сотворил человека по образу и подобию Своему (ср.: Быт. 1, 26) — то есть наделил его разумом, бессмертной душой, свободной волей, способностью к творчеству и самопознанию. Причем эта свобода так дорога′ Богу, что Господь ничем ее не стесняет. Он хочет,  чтобы человек в своей жизни свободно избирал доброе.

    И в Новом, и в Ветхом Завете Бог призывает человека избирать доброе сознательно: жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор. 30, 19). Это определяющие в человеческой жизни слова, над которыми нельзя не задумываться.

    Заповеди Христовы учат нас различать: что есть добро, а что — зло, что мы должны делать, а от чего отвращаться, что ведет нас к жизни, а что — к смерти. И человек делает свой выбор — духовный выбор между добром и злом — в каждой ситуации своей жизни, буквально каждый день.

    Однако духовный выбор делают в свое время целые народы и государства — как с положительным знаком, так и с отрицательным. К первому случаю, например, можно событие Крещения Руси, которое произошло более тысячи лет назад. Ко второму —  разного рода смуты, перевороты, военные и гражданские конфликты. Например, октябрьский переворот, когда были буквально сметены все основы жизни нашего народа, и это привело поистине к трагическим последствиям, которые не преодолены в нашем обществе до сих пор.

    Буквально на днях Президентом Российской Федерации был подписан Указ «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». В документе подчеркивается, что «ситуация в России и в мире оценивается как требующая принятия неотложных мер по защите традиционных ценностей» (п. 12); что дальнейшее распространение деструктивной идеологии влечет за собой «создание условий для саморазрушения общества».

    Но Церковь давно предупреждает, что процесс саморазрушения человека уже происходит, и он зашел достаточно далеко. Сознательный отказ от христианских ценностей, от жизни по совести ведет к подлинной катастрофе. Вообще состояние нашего современника, не имеющего внутреннего стержня, можно описать с помощью такого святоотеческого образа: сегодня человек — как дом с открытыми настежь дверями и окнами, туда входит, кто хочет, и заносится ветром все, что только можно.

    Выросло уже целое поколение, у которого сформировано потребительское, гедонистическое мировоззрение. Современный человек не знает и знать не хочет истории и культуры своей страны. Он не торопится или вовсе отказывается создавать семью, оказывается неспособным к верности, к заботе о детях, о стариках. По этой причине в настоящий момент наше общество крайне атомизировано и расколото, демографически неблагополучно, и это можно считать реальной внутренней угрозой существованию России.

    Если у людей нет правильной системы ценностей, их сознанием и обществом в целом можно манипулировать как угодно, и эти манипуляции всегда разрушительны. Если нет любви, уважения и братолюбия, их место занимают вражда и разделения.

    Очень хорошо и правильно, что государство призывает обратиться к традиционным ценностям. Традиция — это по сути нравственный и культурный код, который определяет жизнь народа, его внутреннее единство. Путь передачи традиции — это путь естественной и доброй связи поколений, передачи опыта, проверенного временем. Но как к этому вернуться в ситуации, когда традиции нашего народа разрушались более века?

    В уже упомянутом мною документе традиционными ценностями нашего народа названы «жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» (п. 5).

    Без сомнения, всё это достойные, прекрасные, необходимые людям высокие качества. Однако опыт показывает, что они могут воспитываться и возрастать только в религиозном обществе, где существуют высшие ценности.

    Думаю, одна из ошибок в том, что в современном мире недооценивается роль веры, «религиозного фактора», как говорят социологи. Между тем, вера, по сути, — это ценностная база, на которой основано мировоззрение человека. Это корневая система человека и общества. Я убежден, что Евангелие, заповеди Божии дают возможность людям оставаться людьми в любых обстоятельствах. Если лишить людей религиозной мотивации (а именно это и произошло в ХХ веке), им невозможно объяснить, зачем надо быть самоотверженным в своей жизни, помогать тем, кому плохо, создавать семью, рожать и воспитывать детей, защищать родную землю и многое другое. Если человек с детства привык к мысли, что он родился для того, чтобы получить максимум удовольствия, он просто не будет заниматься подобными «скучными и хлопотными» вещами, и такие понятия, как забота о ближнем и благе Отечества для него останутся пустыми словами.

    В чем должна заключаться защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей на современном этапе?

    Нам надо перестать стесняться своих христианских корней и своего прошлого. Надо научиться видеть и принимать свою историю в ее целостности. Мы призваны задуматься о том, где, в чем и почему мы как народ, одерживаем великие победы, а где терпим огромные поражения; о наших истоках, о нашем духовном самостоянии. И это должны быть очень трезвые и ответственные размышления

    Второе, что совершенно необходимо, это знакомство детей с основами православной культуры и основами вероучения. Если мы ощущаем себя наследниками страны с великой историей и культурой, мы должны признавать, что на протяжении почти тысячи лет русские люди ― от крестьянина до государственного деятеля ― в своем отношении к делу, людям и миру руководствовались христианскими принципами, которые передавались в России из поколения в поколение.

    У нашего народа очень большой запрос на правду и социальную справедливость. Нам необходимо особое внимание системам образования и воспитания, возвращение заслуженного уважения (с соответствующим вознаграждением) служению врача, учителя, военного, инженера, рабочего — тех специалистов, которые в прямом смысле созидают будущее.

    Наша общая главная задача — восстановление нормальной жизни народа, не только в экономическом, но и в нравственном плане.  И эту  общую задачу мы — государство и Церковь —  призваны решать вместе. Восстановление духовных основ — работа длительная, малозаметная. И у нас нет больше времени на то, чтобы ее откладывать.

    Я сердечно благодарю всех гостей и участников чтений за сотрудничество и добрые намерения, «добрую обеспокоенность», как говорил один из современных святых, духовным и душевным состоянием наших современников, нашего общества. Благодарю за искренний интерес к духовным традициям нашего Отечества и труды по их сохранению.

    Желаю всем вам взаимополезного общения, новых перспектив в вашей учебной, научной, просветительской, общественной деятельности!