Главная / Газета «Православный Симбирск» 2022 год / Предвещая Рождество Христа

    Предвещая Рождество Христа

    Рождественский пост установлен для подготовки верующих к достойной встрече великого праздника Рождества Христова. Церковь постепенно вводит в службы Рождественского поста песнопения в честь пришествия в мир Спасителя, которые по мере приближения к самому празднику занимают все больший объем в богослужении.

    Первые песнопения, говорящие о приближении Рождества, мы слышим спустя неделю после начала поста. Они появляются в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), когда вспоминается вхождение юной Девы Марии, призванной стать Храмом воплотившегося Сына Божия, в Иерусалимский Храм.

    С Введения хор начинает исполнять ирмосы праздника Рождества Христова – «Христос раждается». Они поются на утрени по завершении каждой песни канона во все воскресные дни, великие и полиелейные праздники, выпадающие на период Рождественского поста. Ирмосы основаны на сюжетах Ветхого Завета, в которых усматриваются прообразы празднуемого события.

    «Христос раждается – славите, Христос с Небес – срящите. Христос на земли – возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися» (1-я песнь).

    «Из утробы Иону младенца изблева морский зверь, якова прият, в Деву же всельшееся Слово и плоть приемшее пройде сохраншее нетленну. Егоже бо не пострада истления, Рождшую сохрани неврежденну» (6-я песнь).

    «Таинство странное вижу и преславное: Небо – вертеп, Престол Херувимский – Деву, ясли – вместилище, в нихже возлеже Невместимый – Христос Бог, Егоже, воспевающе, величаем» (9-я песнь).

    Затем, в день памяти апостола Андрея Первозванного (13 декабря), в богослужении появляются предпраздничные стихиры. В них упоминаются участники, а также детали событий Рождества Христова: рождающийся Бог, Дева Мария, праведный Иосиф, звезда, восточные волхвы и принесенные ими дары, ангелы, Вифлеем.

    «Исаие, ликуй, Слово Божие восприими, прорцы Отроковице Марии купину горети огнем и не сгарати зарею Божества. Вифлееме, благоукрасися, отверзи врата, Едеме, и волсви, идите видети Спасение, в яслех повиваемое, Егоже звезда показа верху вертепа, жизнодавца Господа, спасающаго род наш» (стихиры на «Господи воззвах»).

    «Восприими, Вифлееме, Божию митрополию, Свет бо незаходимый в тебе родитися приходит. Ангели, удивитеся на Небеси; человецы, прославите на земли; волсви, из Персиды преславныя дары принесите; пастырие, свиряюще, Трисвятое пение песновоспойте. Всякое дыхание да хвалит Вседетеля» (стихиры на «Хвалитех»).

    В день памяти святителя Николая Чудотворца (19 декабря) снова исполняются стихиры, предвозвещающие Христово Рождество:

    «Вертепе, благоукрасися, Агница бо грядет, чревоносящи Христа; ясли же, подымите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас, земнородных; пастырие, свиряюще, свидетельствуйте чудеси страшному; и волсви от Персиды, злато, и ливан, и смирну Царю принесите, яко явися Господь из Девы Матере. Емуже и, приникши, рабски Мати поклонися и привещаше к Держимому на объятиих Ея: како всеялся еси Мне или како прозябл еси во Мне, Избавителю Мой и Боже» (стихиры на «Господи воззвах»).

    «Безневестная Дево, откуду пришла еси? кто родивый Тя? кто и мати Твоя? како Зиждителя носиши на руку? како не растлилася еси утробою? о, великих, преславных на Тебе страшных таинств, на земли совершаемых, зрим, Всесвятая! и предуготовляем достойный Тебе долг, на земли вертеп, и от Небес просим подати звезду, и волсви же приходят от востоков земли к западом видети человеческое Спасение, во яслех пеленами повиваемое» (стихиры на стиховне).

    Эти песнопения говорят о тайне Боговоплощения и безболезненности рождения Богородицей Спасителя. Богословская суть Рождества вписывается в бытовой контекст, что создает контраст между величием Вседержителя и беспомощностью Младенца, нуждающегося в человеческой помощи. Христос – Творец мироздания – вмещается в малые ясли, повивается пеленами, Его носят на руках. Боговоплощение являет величайшее смирение Создателя, непогнушавшегося принять человеческую ограниченность ради нашего спасения.

    За две недели до Рождества Христова богослужебная подготовка к празднику усиливается – особо отмечены два воскресных дня перед Рождеством. Вспомним, что в богослужебном Уставе неделей называется воскресный день, а седмицей то, что мы обычно называем неделей. Речь о Неделе святых праотец (в 2022 году – 25 декабря) и Неделе святых отец (1 января 2023 года). Оба воскресных дня посвящены воспоминанию предков Спасителя по плоти, а также всех ветхозаветных праведников, ожидавших Его пришествия.

    В службах праотцев и отцев основное внимание уделяется ветхозаветному пророку Даниилу и трем отрокам, которые были брошены в вавилонскую печь, но остались невредимы. Этот сюжет воспринимается как прообраз Рождества Христова, не опалившего Богоматерь при родах.

    В отличие от Недели святых праотец, богослужебные тексты Недели святых отец не говорят подробно об отдельных личностях, а прославляют их в совокупности.

    Главное песнопение этих недель – тропарь, который призван в кратких выражениях наиболее полно выразить суть праздника.

    «Верою праотцы оправдал еси, от язык теми предобручивый Церковь, хвалятся в славе святии, яко от семене их есть плод благославен, без семене Рождшая Тя. Тех молитвами, Христе Боже, помилуй нас» (тропарь Недели святых праотец). Здесь особо подчеркнута вера ветхозаветных праведников в обетование Божие о пришествии Спасителя. Надежда эта исполнилась!

    «Велия веры исправления: во источнице пламене, яко на воде упокоения, святии трие отроцы радовахуся, и пророк Даниил львом пастырь, яко овцам, являшеся. Тех молитвами, Христе Боже, спаси души наша» (тропарь Недели святых отец). Пророк Даниил и три отрока наиболее близки ко времени Рождества Христова. В них вера Ветхого Завета будто бы достигает своей наивысшей точки. Вспоминается ясное прозрение о Христе пророка Даниила, записанное в его книге: «Видел я в ночных видениях: Вот, с облаками небесными шел как бы Сын Человеческий, дошел до Ветхого Днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему. Владычество Его вечное, которое не пройдет, и царство Его не разрушится» (Дан. 7, 13–14).

     

    Иерей Димитрий Трофимов

    № 22 (582) 23 ноября 2022 г.