Главная / Газета «Православный Симбирск» 2022 год / Радость монашества – в жизни с Богом

    Радость монашества – в жизни с Богом

    24 марта 2022 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение об открытии Знаменского женского монастыря в селе Ляховка Майнского района Ульяновской области. 2 апреля митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин возвел в сан игуменьи монахиню Клеопатру (Ефремову), назначенную на должность настоятельницы новообразованной обители.

    Матушка приняла постриг в 18 лет. Она считает, что молодость располагает к монашеству больше, чем зрелость. «Чем раньше придешь в монастырь, тем легче бороться со страстями, потому что молодая душа гибка, покорна, не имеет собственного опыта жизни, легче меняется к лучшему и учится послушанию. Людям же зрелых, а тем более пожилых лет, труднее отказаться от усвоенных прежде привычек и наклонностей, а потому и для обучения науке монашеского жития им требуется предпринять больший подвиг в труде над собой», – уверена настоятельница обители.

    Игумения Клеопатра (Ефремова), настоятельница Знаменского женского монастыря в селе Ляховка:

    – Официально православная община при нашем храме была образована в 2012 году по благословению владыки Прокла. Но формироваться она начала с 2005-го. Люди, приезжавшие сюда, желали уединенной молитвенной жизни и спасения. С течением времени стало понятно, что обитель будет женской: нас в общине было больше. В 2010 году на престольный праздник в Ляховку приехал архимандрит Адриан (Шитов; + 2020), в ту пору благочинный III округа Симбирской епархии. Он посчитал, что здесь «вызрело» монашество и насельницам следует принимать постриг. Батюшка получил благословение у владыки Прокла на начало монашеской жизни в Ляховке. Со временем стало обновляться село, появились новые жители – почти всю землю и дома здесь приобрели верующие люди.

    Сегодня в обители «апостольское» количество сестер – двенадцать. У нас есть небольшое хозяйство, цель которого – обеспечить монастырь продовольствием. На территории обители расположен трехэтажный корпус, где живут монахини. За ним – виноградники, а перед зданием разбит участок, где летом мы выращиваем овощи для монастырской трапезы.

    Обитель всегда очень рада гостям. К нам можно приехать пожить: потрудиться во славу Божию, помолиться на монастырской службе.  Мы делаем упор именно на молитву, а не на труд: стараемся, чтобы все приезжающие участвовали в богослужениях, исповедовались, причащались и находились в едином духе.

    В нашем храме есть несколько икон, написанных на Афоне: образ великомученика и целителя Пантелеимона, иконы Божией Матери «Иверская» и «Достойно Есть».  Почитаемый барельефный образ святителя Николая Можайского датируется XVIII веком.

    Впервые я приехала в Ляховку в 14 лет, по совету духовника, чтобы научиться смирению. Здесь увидела созданные Богом условия для молитвы и жизни с Ним. Мне не хотелось уезжать.  Сейчас отчетливо понимаю, что Господь вел меня к монашеству.

    Чтобы избрать этот путь, каждой женщине сначала нужно пожить в монастыре в роли трудницы. В это время она знакомится с укладом обители, видит монашеский мир изнутри. Ведь монастырь – это не только стены, но и сестричество, которое старается жить единым духом и ценностями. Затем сестра становится послушницей: ее принимают в монастырь, выдают черные одежды и назначают «испытательный срок». По истечении времени послушница принимает иноческий постриг – это вторая ступень монашества, которая называется рясофор. На третьей сестру ждет мантийный постриг с обетами Богу: хранить послушание, целомудрие и нестяжание (бескорыстие).

    Радость монашества – в жизни с Богом. Такая жизнь не имеет ничего общего с мирской. Источником радости является благодать Божия. Если искренне любишь Господа и доверяешь Ему, то становится легко отказаться от желаний, бороться со страстями и претерпевать искушения.

    Иеромонах Варсонофий (Беспалов), старший священник и духовник сестер Знаменского монастыря, в октябре исполнилось 20 лет с начала служения батюшки в этом месте.

    – Отец Варсонофий, как получилось, что вы стали духовно окормлять женский монастырь? Откуда вы родом?

    – Я родился в Самаре. С детства стремился к уединению, очень любил природу: занимался всеми видами туризма. Моя душа ликовала на просторе. Часто ездил в Санаксары к схиигумену Иерониму (Верендякину; +2001), там сблизился с братией и понял, что монашеская жизнь мне близка и интересна. В ней я увидел то самое уединение от мира, к которому всегда тянулся. Первый раз приехал в Ляховку по благословению отца Иеронима. Он сказал: «Иди и прилепляйся к Ляховке». Я приехал и почувствовал, что Бог здесь ближе. В Ляховке душа отдыхала, а в городе начинала мучиться. С каждым годом этот контраст становился все более невыносимым. В то время у меня был свой бизнес, и я пытался управлять им удаленно, находясь здесь, но это стало невозможным. Спустя некоторое время меня назначили старостой прихода, а через три года владыка Прокл рукоположил меня в духовный сан.

    – Зачем люди приезжают в монастыри?

    – Монастырь – место, где обитает Святой Дух, Божия благодать. А благодать всегда притягивает к себе людей. Человек, приезжая в обитель, чувствует, что ему хорошо и радостно, хотя видимых причин для этого нет. В душе появляется необъяснимый покой. В городе же, напротив, он ощущает тоску и горечь.

     – Как получить духовную пользу, посещая обители, и не растерять полученную благодать?

    – Не растерять благодать невозможно. Когда мы жили в мире, то приезжали в монастырь для «подзарядки». Чувствовали, что в водовороте суетных забот теряем благодать Божию или грехами «отгоняем» ее от себя. Верующим нужно стараться вести духовную жизнь, общаться с духовником, определить с ним, как часто приходить ко Причастию. Если долго не приступать к Чаше, пропадает желание причащаться, и человек становится безразличным к духовной жизни.

    – Что движет человеком, который вступает на монашеский путь? Как не спутать его с искушением?

    – Люди приходят в монастырь, в основном, по трем причинам: по любви к Богу, ради покаяния или из-за разочарования в жизни. Первая причина – самая благородная и настоящая. Вторая, скажем так, слабее предыдущей. А последняя, чаще всего, является искушением. Маловероятно, что человек, который разочаровался в жизни, потерял смысл и ориентиры, станет настоящим монахом. Скорее всего, он не перенесет тех испытаний, которые на него обрушатся.

    – С какими испытаниями сталкиваются монахи?

    – В монашестве, как и в профессиональном спорте, существует второе дыхание. Но между первым и вторым проходит очень болезненный процесс. Спортсмен начинает задыхаться, а монаху враг навеивает мысли об ошибочности избранного пути. И атлеты, и опытные старцы знают, что нужно перетерпеть этот период, и тогда включится второе дыхание, на котором можно идти до конца. Смена первого дыхания на второе длится около трех лет. Многие на этом этапе поддаются внушению врага и уходят в мир. Но, как правило, судьбы бывших монахов трагичны – они не обретают счастья в миру.

    – Каковы условия вступления в число сестер?

    – Женщина должна понимать, что монастырь – это место смирения. Здесь человек встречается с собой настоящим, а не все о себе приятно узнавать. Если нет желания измениться в лучшую сторону, то монастырь не самое подходящее место для жизни. Монашеская обитель – это не романтика, а труд, пот и кровь.  Святые отцы говорили, что если бы в миру знали, как трудно жить в монастыре – то хоть бы их палкой били, не пошли в монастырь. А если бы знали, какая награда монашествующим на небе – все бы бросили и ушли в монастырь.

    – Как вы думаете, если бы не храм, то село прекратило бы свое существование?

    – Да, село бы не сохранилось. Храм не был разрушен в период гонений благодаря тому, что сюда очень трудно добраться. В советское время закрыли сельскую школу, клуб, библиотеку. Практически все население Ляховки сейчас составляет приходская община те люди, которые посещают монастырь или трудятся в нем. Из коренного населения осталось порядка двух десятков пожилых людей.

    – Говорят, чем ближе человек к Богу, тем сильнее нападает на него враг рода человеческого. Как преодолевать искушения, которые обрушиваются на монаха?

    – Мера святости определяется мерой пережитых скорбей. Есть крайне мало так называемых столпов веры, которых врагу очень трудно одолеть. Все монахи подвержены страстям и падениям. Однажды к некому старцу пришел инок и сказал, что он пал. Старец велел ему встать и идти дальше. Через некоторое время ситуация повторилась еще несколько раз. На вопрос монаха: «Сколько же я буду падать, авва?», старец ответил: «Всю жизнь». Упав, не выдержав удара врага, нужно быстро вставать и продолжать борьбу. Нельзя оставаться в греховном состоянии надолго. Господь принимает всякого, идущего к Нему: «и приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6, 37).

    Община при Знаменской церкви набиралась, в основном, из паломников, которые однажды решили остаться служить при храме. Но среди сестер есть и те, кто ехал в Ляховку сразу с намерением встать на монашеский путь. О том, как человек решает связать свою жизнь с Богом и поступить в монастырь, рассказали две насельницы обители.

    Послушница Мария:

    – Я с юности ходила в храм, и меня посещали мысли о монашестве. Думала, что если и уйду в монастырь, то только в зрелом возрасте. Но однажды внутри себя почувствовала четкий призыв: идти нужно именно сейчас. В 18 лет я приехала в Ляховку, уже не рассматривая никаких других вариантов устроения жизни. Прежде чем поступить в число сестер, советовалась с приходским священником в Ульяновске. Он, в свою очередь, обратился к владыке Лонгину. Владыка благословил мою поездку в монастырь. Я живу здесь почти полгода, и ни разу не пожалела об этом.

     

     

     

    Монахиня Михаила:

    – Я родом из Ульяновска. В 2010 году сноха предложила мне съездить в Ляховку в паломническую поездку. Здесь мне открылась иная жизнь. Никогда такого не ощущала в городе: спокойствие, тишина и совершенно необычайный дух. Меня стало тянуть сюда, как магнитом. Каждые выходные приезжала в монастырь – к нему я прирастала всей душой. Так прошло семь лет. Конечно же, на моем пути были и искушения. Но я не сдавалась. Однажды отец Варсонофий сказал мне: «У тебя другой путь». Я не понимала этих слов: казалось, моя жизнь устроена. Поэтому продолжала разделять ее на мир и монастырь. Но некоторое время спустя я оставила все и приехала в Ляховку. Здесь я обрела настоящую радость и полноту жизни.

     

     

     

     

    Храмы Ляховки

    Знаменский храм

    Первая церковь в Ляховке была построена в 1705 году тщанием статского советника Захара Петровича Евлашева. Это был деревянный, без колокольни, храм, с престолом в честь Знаменской иконы Божией Матери.

    Храм считался одним из самых древних в Симбирской губернии. Архитектурный стиль ляховской церкви называли «клетские храмы». Знаток церковной архитектуры А. Яхонтов утверждал, что этот храм – «драгоценный церковный памятник Петровского времени, который служит единственным примером деревянных наших храмов с самого начала XVIII века».

    В начале ХХ века исследователи симбирской старины считали Знаменский храм эталоном первых церквей на территории края с момента его заселения. В музей архивной комиссии из него были взяты иконы старого письма и церковная утварь. Храм простоял до начала ХХ века и была разобран из-за ветхости приблизительно в 1922 году. Сейчас на его месте стоит поклонный крест.

    Спасский храм

    В 1830 году княгиней Елизаветой Ростиславовной Вяземской был построен каменный храм с престолом в честь Нерукотворного образа Христа. Строительством руководил симбирский архитектор Иван Иванович Лизогуб, который использовал «образцовый» проект знаменитого архитектора из Швейцарии Доменико Жилярди. Церковь была освящена 19 августа 1830 года. Почти сто лет в селе рядом стояли две церкви – холодная (деревянная) и теплая (каменная).

    В основе композиции Спасской церкви – лаконичный куб с примыкающим с востока полукружием алтарного выступа. Невысокая двухъярусная колокольня поставлена отдельным самостоятельным объемом, но соединяется с храмом. Причем вход в колокольню устроен не как обычно, с запада, а с восточной стороны – там же, где и вход в церковь.

    В 30-е годы ХХ века храмы закрывали повсеместно. Не избежал этой участи и Спасский храм села Ляховка. Он был закрыт перед войной, но уже с 21 августа 1946 года в нем вновь возобновились службы.

    В новейшее время приход был зарегистрирован 24 января 1999 года.

    В 2012 году архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл благословил открыть при приходе женскую монашескую общину. Руководство общиной было возложено на настоятеля храма иеромонаха Варсонофия (Беспалова).

    24 марта 2022 года община была преобразована в Знаменский женский монастырь.

     

    Подготовила Екатерина Баринова

    № 22 (582) 23 ноября 2022 г.