Главная / Газета «Православный Симбирск» 2023 год / О символике внутреннего убранства храма

    О символике внутреннего убранства храма

    Православные храмы всегда воздвигаются по особым правилам. Каждая деталь внешнего вида церкви и внутреннего убранства несет в себе важный символический смысл. Ранее «ПС» уже рассказывал читателям о внешнем устройстве храма. Сегодняшний материал посвящен внутреннему убранству православной церкви.

    Как ветхозаветный храм разделялся на три части: святое святых, святилище и двор, так и современный православный храм состоит из трех частей: алтаря, средней части и притвора.

     

    Притвор

    Так называют пристройку с западной стороны церкви, придающую зданию более вытянутую прямоугольную форму. Раньше в этой части молились те, кто только готовился принять веру – их называли оглашенными. В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день.

    Другое название этой части храма – трапеза, поскольку в дни больших церковных праздников или поминовения усопших там устраивались обеды для нищих. Настенные росписи притвора часто посвящены теме жизни прародителей Адама и Евы, их изгнания из рая. Притворы по ширине обычно уже западной стены храма и нередко встроены в колокольню, если она примыкает к церкви вплотную. Попасть в притвор с улицы можно через паперть – площадку перед входными дверями, окруженную с трех сторон ступенями.

     

    Средняя часть храма

    Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения стоят молящиеся. Средняя часть храма символизирует земное царство, освященное Божественной властью. Иногда можно встретить наименование средней части храма наосом. Так называлось ядро византийской церкви, перекрытое сверху куполом. Функционально это было место, где собиралась церковная община для совершения богослужений.

    Средняя часть храма отделялась от притвора сплошной стеной, от алтаря – иконостасом. До сих пор не совсем ясно, предназначался ли наос для всех мирян. Видимо, первоначально верующие молились только в боковых частях храма, которые были ограничены рядом продольных колонн или столбов. Центральная часть наоса была предназначена только для духовенства и лишь некоторых категорий мирян.

    На стенах средней части храма размещались изображения, отображающие христологические сюжеты. Организация пространства этой части со временем менялась, чтобы соответствовать потребностям богослужения, а также отвечать богословским и эстетическим взглядам верующих. В этой части храма размещаются знаковые предметы церковного убранства, такие как кафедра или амвон, в древнерусских кафедральных и придворных храмах позднего средневековья – места для царя.

     

    Алтарь и иконостас

    Алтарь – самая священная часть храма, обычно отделенная от средней части иконостасом. Это место вознесения молитвы и принесения Бескровной Жертвы символизирует Царствие Небесное. В алтарь могут входить все священнослужители и церковнослужители (алтарники, чтецы). По церковным правилам находиться в алтаре могут только мужчины, получившие благословение настоятеля храма. Подробнее об алтаре мы расскажем в одном из следующих номеров «ПС».

    Иконостас – это образ полноты Царства Небесного. Для него отведена важная роль – разделение между двумя царствами: земным и небесным.

    В древние времена иконостас называли алтарной преградой. Она состояла из колонн, между которыми внизу были установлены мраморные плиты или металлические решетки, сверху была установлена балка. В центре алтарной преграды устраивались святые врата, а по бокам диаконские двери.

    В X-XI веках, после окончания периода иконоборчества, в оформлении алтарной преграды начали использовать иконы. Их первоначально помещали в промежутках между колоннами. Иногда монументальные иконы были написаны прямо на колоннах. После 1261 года, когда Константинополь был освобожден от крестоносцев, возникла необходимость в сооружении новых алтарных преград. Хороший мрамор было трудно достать, и потому алтарные преграды стали изготавливать из дерева. На Руси, вероятно, это делали и раньше.

    Основная функция алтарной преграды – отделение алтаря от храма, однако со временем она превратилась в глухую перегородку. Алтарь стал пониматься как отдельное, особенное, священное пространство.

    На Руси иконостас развивался в двух направлениях: по горизонтали и вертикали. В XV веке в связи с изменениями в богослужении иконостас стал закрывать не только центральную, но и боковые апсиды. На рубеже XV-XVI веков иконостас стал расти в высоту. Сверху к иконам праздников стали добавлять еще несколько рядов икон. Так сформировался современный многоярусный иконостас. Однако самые ранние русские иконостасы представляли собой оштукатуренную стену, на которой были написаны иконы. Таким, к примеру, был древнейший иконостас Успенского собора Московского Кремля.

     

    Иконостас в современном храме

    Иконостас имеет трое врат (дверей). Средние, самые большие, устанавливаются в середине иконостаса. Они называются Царскими вратами. Через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через эти врата разрешается проходить только священнослужителям. Они отворяются на богослужении для входов и выходов священнослужителей с кадилом, Евангелием, Святыми Дарами и крестом.

    Царские врата украшены изображениями Благовещения Пресвятой Богородицы, а также четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Согласно традиции над вратами должна помещаться икона Тайной Вечери. Этот образ назидает верующих: желающие следовать по пути Христову и удостоиться входа в Царство Небесное должны сподобляться Трапезы Господней, уготовляемой в алтаре и предлагаемой мирянам в Царских вратах.

    Занавес, помещенный за Царскими вратами, называется завесой. Отверзание завесы во время богослужений символизирует открытие миру тайны спасения, которая была сокрыта до воплощения Христа.

    Справа от Царских врат всегда помещается икона Спасителя, слева – Божией Матери. Справа от образа Спасителя находится южная дверь, а слева от иконы Богоматери – северная. Чаще всего на них изображаются Архангелы Михаил и Гавриил, святые перводиаконы Стефан и Филипп или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называют еще диаконскими вратами – через них чаще всего проходят диаконы.

    Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от образа Спасителя (не считая южной двери) всегда должна быть храмовая икона, – изображение того праздника или святого, в честь которого освящен храм.

    Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов (рядов), тогда по традиции во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем – изображения апостолов, в четвертом – пророков. Венчает иконостас крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

     

    Солея

    Возвышение, на котором размещен алтарь и иконостас, значительно выступает вперед, в среднюю часть храма. Это место называется солеей.

    Солея служит будто бы продолжением алтаря. И как для священнослужителей, во время их приобщения Святым Тайнам у престола, алтарь уподобляется той горнице, где на Вечере были апостолы, так для мирян солея служит возвышенным местом, где они вкушают Трапезу Господню.

    Место солеи, напротив Царских дверей, куда диакон выходит для произнесения ектений и чтения Евангелия, называется амвоном. Амвон символизирует те возвышенные места – корабль, гору, – с которых Господь проповедовал, а также камень, с которого Ангел Божий благовествовал мироносицам о Воскресении Христовом.

    По краям солеи, напротив северных и южных дверей, устраиваются места для чтецов и певчих – клиросы. У каждого из двух клиросов стоит святая хоругвь – икона в виде знамени. Она символизирует победное знамя Церкви Христовой, которая постоянно воюет с врагами спасения. Таким образом, хоругви, как знамена, под которыми собираются воины Христовы, стоят в церкви впереди верующих. Их также носят во главе крестных ходов.

    У клиросов устраивается решетка, которая отделяет совершающих богослужение от предстоящих в храме. Место в храме за солеей предназначено для мирян.

     

    Образ Голгофы

    В средней части храма всегда располагается образ Голгофы, представляющий собой изображение большого деревянного Креста с распятым на нем Спасителем. Обычно он делается в натуральную величину, то есть в рост человека, и восьмиконечным с надписью на верхней короткой перекладине «I Н Ц I» («Иисус Назорей Царь Иудейский»). Нижний конец Креста крепится на подставке в виде каменной горки, на которой изображаются символические череп и кости прародителя Адама. По правую сторону от Сына Божия ставится образ Богоматери, обратившей Свой взор ко Христу, по левую сторону – образ апостола Иоанна Богослова либо святой Марии Магдалины. В дни Великого поста Распятие перемещают на середину храма для напоминания людям о Крестных страданиях Сына Божия, которые Он претерпел ради нас.

     

    Аналой

    Аналой – высокий четырехгранный столик (подставка), завершающийся скошенной доской, на которой могут быть закреплены одна или более поперечных реек, необходимых для того, чтобы положенные на него иконы, Евангелие либо Апостол не соскальзывали по наклонной плоскости.

    Центральный аналой всегда стоит напротив Царских врат. К нему подходят верующие для поклонения святыне. На центральном аналое помещается главная икона праздника или святого, чья память совершается в конкретный день. Аналой используется в таинстве Исповеди – на него помещаются крест и Евангелие, которые знаменуют присутствие Спасителя в момент покаяния. При совершении таинства Венчания священник трижды обводит пару вокруг аналоя с лежащими на нем Евангелием и крестом. Аналои также используются и при многих других богослужениях и требах. Эти подставки покрываются матерчатыми покрывалами (аналойниками), цвет которых совпадает с цветом облачения духовенства. В особо значимые церковные дни икону на аналое украшают живыми цветами.

     

    Кафедра

    Во время архиерейского служения посередине храма устанавливают специальное возвышенное место для архиерея – кафедру. Его также называют архиерейским амвоном. Это возвышение помещается для того, чтобы находящимся в храме можно было лучше видеть священнодействующих на нем. На кафедре архиерей не только облачается, но и совершает богослужение, а также молится среди народа, как отец с детьми.

     

     

     

    Церковные врата

    За архиерейским амвоном на западной стороне храма напротив алтаря устраиваются двери или врата, вводящие в притвор. Эти врата в церковном уставе называются красными, потому как иногда они украшаются с особым благолепием. Они служат для торжественных выходов из храма и входов в него, как, например, во время крестных ходов.

    Эти врата называются также церковными, так как ведут в сам храм. Они являются главным входом в церковь. Помимо западных, красных врат, храм может иметь еще два входа в северной и южной стенах. Вместе с западными вратами эти боковые двери составляют число три, символизирующее Святую Троицу, вводящую нас в Небесное Царство, образом которого является храм.

     

    Иконы и подсвечники

    Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма в киотах, – особых больших рамах, а также на аналоях, – специальных высоких узких столиках с наклонной поверхностью. Перед иконами висят горящие лампады и стоят подсвечники.

    Свеча – символ горячей любви к Богу и молитвы к Нему. Она должна напоминать нам о том, что во время молитвы нельзя отвлекаться, наша молитва должна возноситься к Богу подобно пламени свечи.

    Храм освещается специальным большим светильником – паникадилом, которое символизирует звезды на небе. Оно висит в середине церкви. Свет паникадила зажигается и гасится в определенные моменты службы.

     

    Канун

    В любом православном храме есть канун – столик, на котором стоит изображение Распятия Спасителя с предстоящими фигурами Пресвятой Богородицы и апостола Иоанна Богослова. Здесь помещена подставка для свечей, куда прихожане ставят свечи за упокой душ близких людей. По сути, это большой подсвечник прямоугольной формы. Перед кануном служатся заупокойные богослужения.

    Иногда возле кануна стоит обыкновенный стол для приношений – продуктов, которые люди приносят в храм, чтобы помянуть умерших. Это отголосок древней традиции раздавать милостыню в память об усопшем.Продукты с этого стола чаще всего используют для приготовления еды служителям храма и нуждающимся.

     

    Иконописные изображения

    Храмы могут иметь в интерьере росписи и под куполом, и на стенах. Расположение и детали этих изображений также подчиняются особым принципам. Роспись храма «читается» с самой верхней его точки, где в центре купола Иисус Христос изображается в виде Вседержителя. В левой руке Он держит книгу, правой – благословляет Вселенную. На окружающих Его полусферических парусах изображаются четыре евангелиста: в северо-восточном парусе изображается апостол Иоанн Богослов с орлом; в юго-западном парусе – святой Лука с тельцом; в северо-западном парусе – евангелист Марк со львом; в юго-восточном парусе – апостол Матфей с ангелом. Под изображением Спасителя по нижнему краю сферы купола расположены изображения серафимов. Ниже, в барабане купола – восемь архангелов, которые обычно изображаются со знаками, выражающими особенности их личности и служения.

    Затем по северной и южной стенам сверху вниз следуют рядами изображения апостолов из числа семидесяти, а также святителей, преподобных и мучеников. Стенные росписи начинаются обычно на высоте 1,5–2 метров от пола. Ниже границы помещаются панели, украшенные орнаментом. Во-первых, они предотвращают стирание фресок при большом стечении народа. Во-вторых, панели как бы оставляют место в нижнем ряду храма для людей, так как те несут в себе образ Божий, хотя и затемненный грехом.

    Северная и южная стены могут заполняться изображениями событий Священной истории Ветхого и Нового Заветов, Вселенских Соборов, житий святых – вплоть до истории государства и конкретной местности.

    В XI-XII веках сложилась схема главных христианских праздников, событийный ряд которых раскрывается в изображениях, начиная с юго-восточной стены по часовой стрелке. Эти сюжеты следующие: Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Воскрешение праведного Лазаря, Преображение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Распятие, Сошествие во ад, Вознесение Господне, Сошествие Святого Духа на апостолов, Успение Пресвятой Богородицы. Так, православный храм в некотором смысле можно назвать визуальной духовной энциклопедией.

    Западная стена обычно расписывается символическими изображениями Страшного Суда, а над ним, если позволяет пространство, помещается образ шестидневного творения мира. Пространство между отдельными иконописными композициями заполняется орнаментом, где в основном используются образы растительного мира, а также такие элементы, как кресты в круге, ромбе и других геометрических фигурах, восьмиугольные звезды.

     

    Подготовила Людмила Первушина

    № 2 (586) 25 января 2023 г.