Главная / Главная Новость / “Критерием должно быть Евангелие”. Митрополит Лонгин о воспитании будущего духовенства и приходской жизни

    “Критерием должно быть Евангелие”. Митрополит Лонгин о воспитании будущего духовенства и приходской жизни

    О том, трудно ли сегодня воспитать священника, о составляющих полноценной церковной жизни, будущем сельских приходов, «средствах самоконтроля» для христиан и многом другом мы беседуем с Митрополитом Симбирским и Новоспасским Лонгином

     

    — Одним из главных событий года Вы назвали открытие Центра подготовки церковных специалистов в Ульяновске. Это учебное заведение для тех, кто хотел бы в будущем принять священный сан. Владыка, сложно ли сегодня воспитать священника? И сложнее ли, чем в предыдущие годы — 1990-е, 2000-е?

    — Открытие Учебного центра в Ульяновске — я думаю, не просто одно из событий года, но и одно из самых важных событий в новейшей истории Симбирской митрополии. Сейчас это одна из немногих митрополий, где нет своей семинарии, а значит, и готовить духовенство для служения в симбирских храмах пока просто негде.

    Сложно ли сегодня воспитать священника? Это всегда было нелегко. Потому что священник должен быть, во-первых, человеком верующим и благочестивым, а во-вторых, образованным. Он должен иметь достаточно знаний, опыта для того, чтобы поделиться ими с людьми, дать ответ о своём уповании, по слову Апостола, тем, кто этого требует, кто задает вопросы. Поэтому священника всегда было воспитать сложно, а в нынешнее время, действительно, сложнее, чем ещё 10-15 лет тому назад.

    Дело в том, что и девяностые, и нулевые годы — это было время очень большого энтузиазма в церковной жизни. Тогда многие люди искренне стремились в Церковь, хотели стать священнослужителями. Сегодня такого острого стремления стало гораздо меньше. Да, есть люди, которые хотят посвятить свою жизнь Богу и поступают в семинарии, но их стало меньше, и причин тому много — как внутренних, так и внешних.

    Прежде всего, это некоторая усложнённость современной церковной жизни. Это и окружающий нас мир, сегодня совершенно иной, нежели в 1990-2000-е годы. Этот мир сегодня предлагает человеку слишком много «пищи» для сердца и ума. Слово «пища» я бы поставил в кавычки, потому что она далеко не всегда полезная и доброкачественная, но заманчивая. Очень многие люди увлекаются этим потоком информации и развлечений, идут навстречу этому миру, и у них остается слишком мало времени и сил на христианскую жизнь. Ну и потом такие качества, как жертвенность, самоотверженность, терпение, готовность к служению очень резко уменьшились в современном человеке. Это проявляется не только в Церкви — буквально во всех сферах нашей жизни.

    Поэтому я думаю, что сегодня воспитать священника действительно сложнее. Но всё равно было бы неправильно говорить, что люди становятся принципиально закрытыми от воздействия благодати Божией. Потому что благодать Господня — одна и та же, она всегда действует и будет действовать до скончания этого мира. Поэтому и сейчас есть люди, которые хотят служить, готовятся к этому. И мы надеемся, что они будут всегда.

     

    — Довольно быстро продвигается строительство храма во имя Александра Невского в Ульяновске. Что движет людьми, которые помогают строительству? Ведь сегодня есть очень много поводов для того, чтобы оказать помощь: она нужна военнослужащим, их семьям, бедным, больным людям…  Но почему важно не забывать и о строительстве храмов и помогать в этом?

    — Люди, которые помогают в строительстве, — это люди, умеющие и готовые жертвовать. В данном случае, жертвовать свои средства, время и силы. Слава Богу, такие люди всегда были и есть у нас в стране. Это одно из немногих утешительных явлений в нашей сегодняшней жизни.

    Зачем жертвовать на храм, если вокруг так много всяких нужд? Действительно, это иногда трудно бывает понять человеку неверующему. Ну как это так: вот живёт состоятельный человек, и вдруг он вынимает из кармана миллион, десять миллионов — и отдает на Церковь?.. Эти деньги люди заработали сами — сегодняшние предприниматели, фермеры, банкиры, владельцы производств, магазинов и так далее. И, повторю, очень хорошо, что люди, готовые жертвовать, есть в нашем обществе. Как правило, именно они помогают еще и военнослужащим, и бедным, и больным, и сиротам — всем, кто нуждается в помощи. Собственно говоря, вся благотворительность и всё наше волонтёрское движение как раз и основаны на таких людях, которые не могут пройти равнодушно мимо чужой беды. Пусть кому-то это покажется не очень убедительным, но это так, и я могу свидетельствовать об этом на основании своего опыта.

    Ну, а почему все-таки важно помогать в строительстве храмов? Да потому, что храмы — это то, что необходимо людям. Очень хорошо как-то сказал об этом еще Святейший Патриарх Алексий II: чем больше будет храмов, тем меньше будет тюрем. И это правда, связь самая прямая. Да не только тюрем — и детских домов, и домов престарелых, и много чего еще. Но самое главное: для верующего человека храм — это не просто некое место, которое приносит утилитарную пользу, где люди становятся лучше, демография улучшается, преступность снижается и так далее. Храм — это место, где человек встречается с Богом. И если тот, кто помогает Церкви, сам когда-то эту встречу с Богом пережил, то для него помогать храму становится естественной потребностью души. Я думаю, среди наших благодетелей таких людей достаточно много.

     

     

    — В социальной сети ВКонтакте, в комментариях к Вашим словам, что храмов в Ульяновске недостаточно, люди пишут: «Хотелось бы еще церкви в Дальнем Засвияжье, ближе к Ефремова, Кузоватовской. На Шолмова храм всегда заполнен, остальные далековато. В районе много пожилых людей, добираться в другие храмы им тяжеловато. Уверена — была бы церковь ближе, ходили бы чаще и больше». Что можно ответить?

    — Согласен с тем, что людям, особенно пожилым или с маленькими детьми, из многих районов добираться до храма долго и сложно. Я глубоко убежден в том, что посещение храма не должно превращаться для человека в экстремальное приключение с долгими стояниями на остановках, пересадками, хождением по темным и скользким улицам. Человек должен иметь возможность выйти из дома и с минимальными усилиями прийти в свой храм, который находится в шаговой доступности. Об этом я часто говорю, к этому стремлюсь. Мы планируем построить ещё ряд храмов в городе именно для того, чтобы они были доступны, особенно в новых микрорайонах, где храмов сегодня практически нет. Поэтому мне приятно видеть поддержку со стороны обычных людей, я за это очень благодарен.

     

    — В своих выступлениях Вы говорили также, что такого количества храмов и священников недостаточно, чтобы в епархии развивалась нормальная церковная жизнь. В чем она заключается?

    — Да, действительно — когда храм является «комбинатом по оказанию ритуальных услуг населению», никакой нормальной церковной жизни быть не может. Нормальная, полноценная жизнь начинается тогда, когда храм становится общиной, собранной вокруг своего настоятеля. Общиной, в которой люди знают друг друга и по мере  возможности и сил помогают, поддерживают друг друга. Когда они приходят в церковь не только для того, чтобы освятить крестик или квартиру, пособороваться или даже, может быть, раз в году причаститься. А когда они регулярно ходят в свой храм, в свой приход, и это становится для них одним из главных событий. Когда в жизни человека исполняются псаломские слова: Яко елень желает на источники водныя, тако желает душа моя к Богу крепкому, Живому (Пс. 41, 3).

     

    — Многие сельские храмы сегодня не имеют настоятелей. На праздничные богослужения на приписных приходах приходит очень мало людей. Какое будущее у сельских приходов? Что священнику в первую очередь надо делать на селе?

    — Да, сегодня многие сельские храмы не имеют настоятелей, и прихожан там действительно немного. Будущее сельских приходов связано с будущим самих сел. Если вымирание русской деревни продолжится, то будущее весьма печально. Мы это видим и понимаем. И все же главное, чтобы у сельского прихода был священник. Но тут есть целый ряд проблем. Проблема номер один — отсутствие нормального жилья с элементарными удобствами, ведь у священников как правило большие семьи. Необходима и материальная поддержка. У нас в Симбирской епархии достаточно сложная финансовая ситуация, но все-таки мы стараемся помогать некоторым сельским священникам, выплачивая им зарплату.

    Но все это не может решить проблему полностью. Потому что, прежде всего, сам священник должен быть человеком, горящим своим служением. В его сердце должно жить непреодолимое желание утолять глад слышания Слова Божия, который сегодня господствует в сердцах наших соотечественников, не знающих ничего ни о Боге, ни о вере, ни о Церкви, ни о взаимоотношениях человека с Богом. Если священник действительно горит любовью к Богу и людям, тогда всё будет нормально, и мы видим такие примеры. У нас есть очень хорошие батюшки в сёлах и очень хорошие сельские церковные общины.

     

    — Чему должен учить священник прихожан в своем храме, что главное?

    — Главное — это жизнь со Христом, жизнь по Евангелию. Наш народ надо приучать вновь читать Священное Писание. Сложилась парадоксальная ситуация: бывает, люди ходят в церковь годами, но они никогда не открывали Евангелие.  Может быть, только слышали его на богослужении. А надо учить людей читать Евангелие. Священнику надо самому читать Евангелие с прихожанами. Надо знакомить их с житиями святых, ведь у нас люди часто не знают жизнеописания даже таких великих подвижников, как преподобные Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Оптинские старцы, не говоря уже о древних святых. Огромное количество людей никогда ничего не читали. К сожалению, в их числе есть и священники, поэтому они и не могут ничего дать людям, нуждающимся в научении и назидании.

    Надо учить прихожан пониманию богослужения: что оно из себя представляет, зачем существует, для чего мы приходим в храм. К сожалению, богослужение — это сокровище нашей Церкви — остается невостребованным. Его не очень любят совершать батюшки, и его совершенно не понимают прихожане. Это плохо, так не должно быть. Богослужение очень многое говорит человеку, обращается к его уму и сердцу. Там очень много смыслов, которые необходимо понимать. Собственно говоря, начало жизни с Богом —  это осознанное участие в богослужении. Когда это осознанное участие у человека есть, он стремится в храм.

    Но чаще как бывает — человек думает: «Ой, надо бы в церковь сходить. А почему надо? Не знаю. Ну и не пойду сегодня — устал, или голова болит, или по телевизору что-то хорошее показывают»… Масса всяких причин. Вроде надо, но не хочется. А на самом деле, человек должен стремиться в храм, как елень на источники водные, повторю эти слова. Человек должен стремиться к Богу, потому что именно в храме, именно во время богослужения он должен чувствовать себя дома, на своей родине. Если этого нет, то, конечно, и ходить в церковь регулярно человек не будет. Так и бывает: вот пришли, допустим, люди на Пасху, или на Рождество, или на приезд архиерея — 50-100 человек. А на обычную воскресную службу —  5-15 человек. Потому что церковь стоит, служба в ней идет, а у нас куры, гуси, хозяйство…

    Любовь к церковной жизни, чувство ее необходимости возникает тогда, когда есть ее осмысленное восприятие. Церковная жизнь, богослужение должны быть понятны человеку. И, конечно же, люди должны помогать друг другу, знать друг друга, как я уже сказал. Это неправильно, когда люди годами ходят в церковь и даже не знают, как зовут того, кто стоит рядом. Так не должно быть. В своей единоверной общине люди должны реализовывать заповеди Евангелия о помощи ближним, о поддержке, о сочувствии друг другу, и так далее.

     

    — Сегодня мы живем в очень опасной и напряженной ситуации. Идут военные действия, прошла мобилизация. Люди постоянно тревожатся за себя, своих близких, свое будущее, свою страну. Эта тревога 24 часа в сутки. Как ее преодолеть, что нужно делать христианину?

    — Христианину нужно молиться. Даже понимая, что он лично мало что может сделать в этой ситуации, можно сказать, что и ничего. Нужно молиться, чтобы Господь Сам «ими же веси судьбами» как можно быстрее прекратил идущее кровопролитие.

    Конечно, это страшная ситуация, когда против нашей страны ополчился практически весь западный мир, и видно, с каким удовольствием он это делает, с каким наслаждением. Такое впечатление, будто сбывается чья-то вековечная мечта наконец-то раз и  навсегда уничтожить Россию, чтобы от нее ничего не осталось…

    Это страшно. И понятно, что в этой ситуации христианам нужно молиться изо всех сил. Меньше праздновать, не делать вид, что ничего не происходит. А молиться, молиться и ещё раз молиться о своих близких, о всем нашем народе, о нашей стране. И как можно больше уделять внимания своим близким, воспитывать своих детей.

    — Наверное, каждый человек нуждается в средстве самоконтроля. Какие вопросы Вы посоветовали бы время от времени задавать верующему человеку самому себе, чтобы понять: по какому пути я иду в своей христианской жизни, не свернул ли я «не туда»?

    — Да, верующий человек должен приобретать всей своей жизнью навык самоконтроля, постоянно спрашивать себя: что я сделал сегодня не так, в чём был не прав, чем согрешил, и что я должен был бы сделать на самом деле, чтобы не совершить той ошибки, которую я допустил.

    А критерием должно быть Евангелие. Преподобный Серафим Саровский всегда носил Евангелие в своей котомке, читал его все время без остановки — заканчивал и начинал опять. Он говорил, что ум человека должен как бы вращаться в кругу евангельских образов и напитаться Евангелием так, чтобы у него не возникало вопроса, как поступить. Чтобы человек в любой ситуации понимал, чего от него ждет Бог в этой ситуации согласно Евангелию. Можно вспомнить и архимандрита Кирилла (Павлова), который тоже советовал всем читать Евангелие постоянно.

    Евангелие — это и есть «зеркало», в которое человек должен смотреться: насколько я сегодня далек от него, или, наоборот, может быть, я на какой-то миллиметр приблизился к исполнению евангельских заповедей?

    Очень полезно внимательно читать конечную молитву вечернего правила: «Исповедую Тебе, Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому…». Мы ее читаем обычно механически, не задумываясь. А нужно вместо перечисления грехов, которое там приведено, попытаться вспомнить те грехи, которые лично я совершил сегодня, в течение дня. Не просто повторять: «делом, словом, помышлением, объядением, пьянством, тайноядением». Может быть, не объедался, не пьянствовал и так далее, но зато у меня были какие-то другие грехи. Надо оживить для себя эту молитву. Средство христианского самоконтроля не появится само по себе, его невозможно просто снять с полки — его нужно в себе взращивать. И этому нужно уделять внимание на протяжении всей своей жизни.

     

    Беседовала Наталья Горенок