Проживая день в суете, человек то и дело смотрит на часы. Наш привычный день начинается ранним утром и заканчивается поздним вечером. Мы встречаем рассветы и провожаем закаты. Время для нас быстротечно, и мы едва успеваем заметить, как одно светило сменяет другое.
Переступая порог храма, мы погружаемся в совершенно другой мир. Сутки в церковном календаре начинаются с вечера, поэтому каждый вечер относится уже к грядущему дню. Это счисление перешло в христианскую Церковь из Ветхого Завета. Евреи считали сутками период между солнечным закатом настоящего дня и следующего дня: И был вечер, и было утро: день один (Быт. 1, 5).
В античности и средневековье у разных народов сутки было принято делить на несколько частей. В традиции православного богослужения отражен так называемый римский счет. Для освещения каждого временного отрезка в течение суток Церковь установила краткие богослужения – часы. Их основу составляют псалмы (в каждом – по три), а также песнопения, связанные с днем недели, с памятью того или иного святого или праздником.
Памятуя о Страстях Христовых
Богослужебный устав выделяет три цикла, которые называются кругами богослужения: суточный, седмичный (недельный) и годичный (годовой). Суточный круг богослужения включает в себя восемь отдельных служб, половина из которых – часы: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й час, 3-й час, 6-й час и 9-й час. Устав выделяет четыре вида часов: вседневные (обычные), великопостные, Великие (Царские) и Пасхальные.
Вседневные (обычные) часы совершаются в течение всего года, кроме тех случаев, когда положено совершать другие виды часов. Эти богослужения преимущественно посвящены Страстям Христовым и призваны молитвенно пробуждать в человеке духовное зрение Креста, смерти, Воскресения Христова, а также дня рождения Церкви – Святой Пятидесятницы. Молитвенное проживание человеком событий Страстной седмицы соединяет человеческую душу со Христом.
На первом часе (примерно 6 утра) вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы. Первый час состоит из трех псалмов (5, 89, 100), нескольких молитв и тропарей.
Тексты третьего часа (примерно 9 утра) обращают наше внимание на два события новозаветной истории – суд Пилата над Христом и Сошествие Святого Духа на апостолов, которое произошло именно в третьем часу (Деян. 2, 15). В состав третьего часа входят 16-й, 24-й и 50-й псалмы.
Шестой час (примерно 12 дня) посвящен воспоминанию распятия Христа. Все три псалма (53, 54 и 90) описывают чувства праведников, находящихся в окружении врагов.
Девятый час (примерно 15 часов) говорит о смерти Спасителя на Кресте. Такая привязка связана со свидетельством Евангелия от Матфея: От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись (Мф. 27, 45-51). Три псалма этого часа (83, 84, 85) посвящены теме разлучения души от тела.
Девятый час предваряет все остальные суточные службы: вечерню, утреню, первый, третий, шестой часы, Литургию. Ведь церковная завеса раздирается надвое, и человечество получает возможность войти в рай. Настает время Нового Завета – время спасения. Человечество делает новый шаг к Богу, Который максимально приблизил его к Себе.
Богослужебные часы в наши дни
Весь строй богослужений связан с суточным кругом, и в идеале часы должны совершаться в промежутках между службами. Однако Церковь, снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, постановила совершать по несколько служб вместе за один раз. В итоге сформировались три группы служб: утренняя (полунощница, утреня, 1-й час), дневная (3-й час, 6-й час и Литургия) и вечерняя (9-й час, вечерня и повечерие).
Особое положение у девятого часа в этой схеме: являясь началом вечернего богослужения, которое имеет отношение к грядущему дню, он же и завершает службу уходящего дня, так как на девятом часе читаются тропарь и кондак уходящего дня. Это символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви.
В современной приходской практике все службы суточного круга делятся на две части: вечернюю (9-й час, вечерня, утреня и 1-й час) и утреннюю (3-й, 6-й часы и Литургия).
На приходах редко совершаются повечерие и полунощница.
Другие часы
Великопостные часы совершаются в будние дни Великого поста. К текстам обычных часов добавляются тексты кафизм из Псалтири, великопостные тропари, молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего» с земными поклонами и чтение Ветхого Завета на шестом часе.
Великие (Царские) часы совершаются три раза в год – накануне Рождества Христова и Богоявления, а также в Страстную Пятницу. Каждый час состоит из псалмов и чтения из Ветхого Завета, Евангелия и Апостола, а также особых тропарей.
Есть еще один вид этого богослужения – Пасхальные часы, которые совершаются на Светлой седмице. Они не только поются в храмах вместо обычных часов, но и заменяют для верующих утреннее и вечернее правило во всю Пасхальную седмицу. Состоят эти часы из праздничного тропаря, песнопения «Воскресение Христово видевше», пасхального кондака и еще нескольких тропарей и молитв.
В Церкви нет ничего случайного и малозначимого. Богослужебные часы напоминают нам о последних страшных событиях из жизни Христа, Который ради нашего спасения принял мучительную смерть. Прийти вовремя на чтение часов – это лишь малая часть благодарности, которую мы можем выразить Богу за спасение нас и нашего мира.
Иеромонах Антоний (Зажеко)
№ 4 (588) 22 февраля 2023 г.