7 апреля Православная Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. О духовном смысле этого события рассказал настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Ульяновска иеромонах Георгий (Карпов).
– Отец Георгий, каково значение и духовный смысл тех евангельских событий, которым посвящен этот праздник?
– Для нас, православных христиан, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы является началом нашего спасения. «В сей день спасения нашего начало и предвечного таинства явление: Сын Божий Сыном Девы становится, и Гавриил о благодати благовествует. Потому и мы с ним Богородице возгласим: “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!”», – говорится в тропаре праздника.
Этот день – свидетельство неизреченной любви Божией к роду человеческому. По слову преподобного Ефрема Сирина, благовещение – тайна величайшего Божьего смирения: Сын Божий становится Сыном Девы, Творец принимает на Себя образ Своего творения ради того, чтобы спасти человека.

– Могла ли Пресвятая Дева проявить свободу воли и не согласиться с ангельской вестью?
– Безусловно, у Пресвятой Девы Марии был выбор. Мы читаем в Евангелии, что прежде благовествования Архангел Гавриил пришел к праведному Захарии, возвестил ему о рождении от него Иоанна Предтечи, но Захария усомнился в этом. А Пресвятая Дева Мария со смирением приняла благовестие со словами: се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).

– Благовещение – праздник смирения?
– Можно и так сказать. Смирение является одной из главных добродетелей. И в этом празднике мы видим как образ смирения от Самого Бога – Бог Слово, Сын Божий, воплощается здесь, на земле, – так и смирение Божией Матери.
– В чем заключается истинное христианское смирение?
– Здесь можно выделить три направления: смирение по отношению к Богу – это видеть свои пороки, иметь надежду на милосердие Божие, не приписывать самому себе исполнение каких-либо добродетелей, безропотно принимать в своей жизни волю Божию. Во-вторых – по отношению к другим людям – стараться быть беззлобным, не раздражаться даже на тех, кто, как нам кажется, этого заслуживает. И в-третьих – по отношению к самому себе – не смотреть на недостатки другого человека, а видеть свои.

– Отец Георгий, Вы сказали, что смирение называют «матерью всех добродетелей». Во время Великого поста, а чаще именно на это время приходится праздник Благовещения, мы учимся возрастать в этой добродетели. Как это делать?
– Нужно помнить о том, что у всех нас есть свои немощи, несовершенства. У апостола Павла есть замечательные слова: Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2). И действительно, если человек старается это осознавать, то он с большим снисхождением относится к немощам ближнего.

Двигателем смирения должна быть любовь к человеку – истинная любовь, которую мы испытываем к Богу. Без любви человек ставит свое «я» выше другого человека, считает правым только себя, а ближнего видит всегда поступающим недолжным образом.
Апостол Павел назидает нас: Если имею… и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто (1 Кор. 13, 2).

– Есть такое понятие, как лжесмирение. Что под этим понимается?
– Когда человек внешне ведет себя смиренно, но внутреннее его состояние не соответствует внешнему. К примеру, такой человек внешне оказывает уважение и почтение к другому, а в душе испытывает к нему злобу и ненависть, при встрече говорит лестные слова, а за спиной всячески злословит его.
– Порой человеку приходится переживать тяжелые испытания, трагические события в жизни, в которых сложно увидеть Божию волю и смириться с происходящим. Что бы Вы посоветовали в такой ситуации?
– В нашей жизни встречается множество скорбей, но нужно помнить, что Бог никогда не попускает нам испытаний сверх сил. Нужно помнить о том, что Господь есть любовь. Он имеет попечение о каждом человеке. Но часто, по нашему злому человеческому волеизъявлению, мы приходим к тупиковым ситуациям, из которых не в состоянии самостоятельно выбраться. В таком случае нужно прибегать к молитве, участвовать в богослужениях, регулярно исповедоваться, причащаться.
Если мы смиряемся перед нашими жизненными обстоятельствами и обращаемся к Богу: «Господи, помоги мне», то Он посылает нам облегчение в скорбях и уже здесь, на земле, мы чувствуем утешение.

– В наше время, когда общество ориентирует людей самореализовываться, добиваться успеха, «строить» карьеру и «пробиваться» в жизни, не может ли смирение показаться окружающим людям слабостью?
– Часто люди, живущие по принципу вседозволенности, готовы ради своего, как им кажется, успеха идти по головам. В их глазах человек, который старается относиться к ближнему со снисхождением и любовью, своим жизненным примером вразумить ближнего, действительно будет казаться слабым, несовершенным. Но на самом деле смирение ни в коем случае не низводит человека в ранг незащищенных людей. Да, смиренный человек уступит другому в споре, но уступить и смириться перед жизненными обстоятельствами намного сложнее, это требует гораздо больших усилий, большей воли.
– Что бы Вы пожелали нашим читателям в преддверии этого любимого христианами праздника?
– Хотелось бы пожелать всем нам, чтобы мы прежде всего увидели в этом празднике любовь Божию к нам, увидели образ смиренного воплотившегося Бога и постарались своей жизнью свидетельствовать о Нем.

Беседовала Мария Башарина