Главная / 2020 год / Приветствие Высокопреосвященнейшего Лонгина, Митрополита Симбирского и Новоспасского, участникам регионального этапа XXIX Международных Рождественских образовательных чтений

    Приветствие Высокопреосвященнейшего Лонгина, Митрополита Симбирского и Новоспасского, участникам регионального этапа XXIX Международных Рождественских образовательных чтений

    Уважаемые участники и гости Рождественских чтений!

    Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

    Я сердечно рад приветствовать всех вас на пленарном заседании регионального этапа XXIX Международных Рождественских образовательных чтений!

    Нашим новым участникам я хотел бы рассказать, что Рождественские чтения проводятся Русской Православной Церковью вот уже почти три десятилетия. Международный этап чтений проходит в Москве вскоре после праздника Рождества Христова. Обычно он собирает порядка пяти тысяч участников (в этом году, конечно, из-за карантинных ограничений чтения в значительной части будут переведены в дистанционный формат). Рождественские чтения на региональном уровне ежегодно проводятся в каждой епархии Русской Православной Церкви.

    Основная задача этого церковно-общественного форума — изучение и обсуждение тем, связанных с духовным наследием, духовной культурой и историей нашего Отечества;  осмысление современной жизни Православной Церкви, христианства в современном мире. В центре его внимания —  сферы образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения. В число организаторов и соучредителей Рождественских чтений сегодня входят руководители федеральных ведомств и государственных образовательных структур. Одной из секций чтений являются «Рождественские парламентские встречи» в Совете Федерации Федерального Собрания России. Они посвящены обсуждению взаимоотношений государства и Церкви, решению острых социальных проблем нашей страны. Как центральный, так и региональные этапы образовательного форума — это пространство для диалога Русской Православной Церкви и научного, культурного, образовательного сообщества.

    В этом году Рождественские чтения посвящены теме «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа».

    Выбор темы во многом определен предстоящим общероссийским празднованием 800-летия со дня рождения святого благоверного великого князя Александра Невского. Почему же принято такое решение — отметить эту дату на государственном уровне? Какие примеры мы можем извлечь из деятельности и жития этого святого? Могут ли они быть для нас актуальными, если нас разделяет огромное временное расстояние в восемь веков, за которые, казалось бы, жизнь нашей страны, и вообще человеческая жизнь, кардинально изменились?

    Внимательному человеку многое могут рассказать иконы святого благоверного князя. Он изображается в великокняжеской мантии как правитель России, в воинских доспехах и с мечом — как защитник родной земли, с крестом или образом Спасителя в руках — как духовный лидер, ведущий свой народ ко Христу. Он «солнце земли Русской», которая символически изображается за его спиной в виде белокаменных храмов, он ее необоримый заступник и хранитель. Таким он остался в народной памяти, такие качества проявлял и в своей земной жизни, и в том его заступничестве, которое было явлено уже после кончины. Это происходило, как правило, в критические моменты отечественной истории, например, перед Куликовской битвой.

    Я напомню о его житии очень кратко. Александр Ярославич — князь Новгородский и Псковский, великий князь Киевский и Владимирский — прошел совсем недолгий по современным меркам земной путь. Годы его жизни — 1220–1263.  Его служение прошло в труднейшее время татаро-монгольского ига и нашествия на Русь с запада и севера немецких, ливонских и шведских католических рыцарских орденов. Он прославился как талантливый полководец и храбрый воин, мудрый и дальновидный политик и дипломат, деятельность которого вызывала уважение и восхищение даже у его врагов. В 1263 году, в конце ноября, возвращаясь из Орды, великий князь скончался в Городце на Волге, приняв незадолго до этого монашеский постриг в великую схиму. Есть мнение, что князь был отравлен в Орде и пострадал как мученик. Почитание его как великого угодника Божия началось на Руси вскоре после кончины. Известны слова летописи: «…прослави Бог угодника своего, иже много тружася за землю нашу и за Новгород и Псков и за всю землю Русскую живот свой полагая, за православное христианство».

    Это почитание не угасло со временем, а прошло через века. Даже в советское время, в период ниспровержения прежних исторических авторитетов, как мы знаем, сохранялось отношение к князю Александру Невскому как национальному герою. Особенно ярко это проявилось во время Великой Отечественной войны, когда его имя упоминал в известном обращении к народу глава советского государства, был вновь учрежден  орден Александра Невского, именем святого названа авиационная эскадрилья. Так святой благоверный князь Александр продолжал свое служение народу и Отечеству.

    Безусловно, в разные времена историками, писателями, деятелями искусства создавался свой образ святого князя-правителя, понятный их современникам. Но при этом они всегда искали ответ на вопрос: в чем источник его великих побед? Или, говоря современным языком, — источник его внутренней силы и успешности его миссии?

    Я отвечу на этот вопрос, исходя из христианского понимания личности великого князя. Мы видим в его жизни исполнение идеи власти как всецелого служения — Богу, Отечеству и людям, о чем говорится в евангельской заповеди Христа Спасителя: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15, 13).

    Говоря о святом благоверном князе Александре, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объясняет: «Святой князь соединил в своей личности множество добродетелей. Мы знаем его как выдающегося политического деятеля средневековой Руси, человека огромного управленческого и дипломатического таланта, которому удалось оградить землю Русскую от нашествий грозных завоевателей с востока. Но он умел не только убеждать словом; князь умел также извлечь меч из ножен и прогнать врага, посягнувшего на наше Отечество…

    Но если бы князь Александр вошел в историю только этой стороной своего служения,… то не прославляли бы его сегодня, не молились бы ему по всей Руси, ведь Церковь не канонизирует людей за хорошо исполняемые профессиональные обязанности…. В чем же проявилась его святость? Он стал святым именно потому, что, будучи главой народа и государства, принял на себя, в свое сердце тяготы других людей, тяготу всей Руси. Он поставил себе задачей освободить Русь от этой тяготы и выполнил ее настолько, насколько хватило ему жизни и сил. Смысл своей власти он видел в служении… И Господь споспешествовал ему».

    В летописях не осталось каких-то продолжительных поучений  великого князя. Сохранилась лишь одна из его кратких фраз, но она стала для русских людей девизом на века: «Не в силе Бог, а в правде». То есть преодоление обычной человеческой немощи совершается в искании и исполнении правды Божией. И мы с полным правом можем отнести эти слова к великому благоверному князю Александру Невскому.

    В человеческом обществе есть ценности, которые мы называем высшими и вечными: это вера, честь, благородство, справедливость, стремление к истине, служение своему делу, жертвенность, доброта, любовь и верность. Наверное, все мы хотим, чтобы эти высшие ценности сохранялись в нашем мире, сознаем, что без этого невозможна никакая нормальная, полноценная, счастливая человеческая жизнь. Но как их сохранить и передать будущим поколениям? Об этом тоже говорится в Священном Писании: «Поминайте наставников ваших и подражайте вере их» (ср.: Евр. 13, 7). Актуализировать, как говорят сегодня, даже самые замечательные исторические примеры можно только своей собственной жизнью. Мне хотелось бы, чтобы проходящие в нашей области, в нашей епархии Рождественские чтения помогли их участникам в этом важном и благом деле!

    Еще раз сердечно приветствую всех вас и благодарю за доброе сотрудничество и искренний интерес к нашему форуму. Желаю всем вам взаимополезного общения и дальнейших успехов в вашей учебной, научной, просветительской, общественной деятельности!

    Г. Симбирск, 2020 г.