Отвечает иерей Димитрий Трофимов:
Мы продолжаем разговор о 23-й главе Евангелия от Матфея. Следующая часть беседы Господа, в которой Он обличает книжников и фарисеев, примечательна тем, что Христос несколько раз возглашает: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры…» Разумеется, это не проклятие, а выражение сожаления об их судьбе.
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф. 23, 13).
Слово «лицемер» указывает на показной характер фарисейской праведности, которая здесь уподобляется актерской маске. Религиозность книжников и фарисеев отличалась большим количеством ритуальных предписаний, которые требовалось неукоснительно исполнять. За этими правилами и нормами люди переставали видеть, что в первую очередь хочет от человека Бог: необходимость любви, смирения и милосердия.
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение» (Мф. 23, 14).
Учителя, которых обличает Господь, когда их просили совершить молитвы, делали это за деньги и специально долго. Чем дольше молитва, тем выше должна быть плата. Жертвами такой профанации часто становились бедные и беспомощные вдовы, которые отдавали последние копейки. Критика направлена против мнимой набожности и обмана «малых сих» ради материального прибытка.
«Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?…» (Мф. 23, 16-22).
В Нагорной проповеди Спаситель учил своих последователей: «не клянитесь вовсе» (Мф. 5, 34). Сама жизнь христианина должна быть настолько чистой, что от него и не должно требоваться клятвы. Однако книжники и фарисеи активно пользовались клятвами, но при этом считали, что некоторые из них можно было не исполнять. Христос обличает сам принцип использования хитрости и оговорок, чтобы не выполнять данные обещания. Другая идея состоит в том, что второстепенные мелочи они принимали за главное и наоборот.
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!» (Мф. 23, 23-24).
С продуктов, которые употребляли в пищу, десятую часть отдавали в Иерусалимский храм. Даже с пряностей. Чтобы не выпить насекомое, которое считалось по Закону нечистым, существовал обычай процеживать вино. Христос, как и в предыдущих стихах, критикует мелочность обрядовой религиозности, которая упускает из вида суть веры. Следует обратить внимание на образный язык Спасителя, который свойственен народам Ближнего Востока. Он отличается резкими противопоставлениями и намеренными преувеличениями. В этом языке нет полутонов. Один из таких примеров в языке Спасителя мы видим в сравнении комара и верблюда. Верблюд, кстати, считался нечистым животным, поэтому его, разумеется, не ели. Это красочный образ.
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23, 25-26).
Существовали предписания о ритуальной чистоте посуды, которой пользовались для еды в повседневном обиходе. Используя этот образ, Христос уподобляет человека сосуду, который внешне может казаться чистым, а внутри осквернен, нечист. «Чистота» человека зависит от помышлений, желаний его сердца, которое насквозь видит Бог. Это, опять же, не учитывалось в тех распространенных представлениях о праведности, которые критикует Спаситель.
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23, 27-28).
Считалось, что прикосновение к останкам умершего или к гробу, в котором находился почивший, делало человека ритуально нечистым. Поэтому могильные камни специально белили, чтобы люди их обходили стороной. Суть этого обличения снова указывает на соотношение внутреннего и внешнего: внешне фарисеи подобны побеленному надгробному камню, а внутри сердца их наполнены нечистотой.
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших. Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?» (Мф. 23, 29-33).
Фарисеи ухаживали за гробницами праведников, но они были детьми тех, кто в свое время убивал ветхозаветных пророков, возвещавших народу волю Божию. Внутреннее настроение фарисеев, по сути, осталось тем же самым, что и у их предков. Поэтому они дополнят меру беззаконий своих отцов, убив Иисуса Христа – Самого Бога, пришедшего во плоти. Его апостолов они будут побивать камнями. Есть мера долготерпения Божия, за которой следует Суд.
№ 20 (556) 27 октября 2021 г.