Главная / Без рубрики / Почему Христос печалился об Иерусалиме?

    Почему Христос печалился об Иерусалиме?

    Отвечает иерей Димитрий Трофимов:

    «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

    И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 23, 37 – 24, 2).

    Дискуссия с книжниками и фарисеями окончена. В обличительной речи Спасителя дана оценка их праведности. После этого Господь Иисус Христос выражает печаль об Иерусалиме, который не принял Мессию. Евангелист Матфей изображает священный город центром сопротивления проповеди и служению Спасителя. В начале евангельской истории именно отсюда, от Ирода Великого, исходила угроза жизни Богомладенцу Иисусу, а в конце здесь же Он должен был умереть на Кресте.

    «Иерусалим» систематически «побивает камнями» вестников Божественной воли. Вестники – это не только ветхозаветные пророки, но и будущие апостолы Христовы и другие Его последователи.

    Под образом Иерусалима имеются в виду не камни и здания, а обитатели города. Господь неоднократно посещал это место, проповедуя в Иерусалимском храме, но Его учение приняли лишь немногие. Евангелист Лука, когда описывает Вход Господень в Иерусалим, отмечает скорбь Спасителя о священном городе: «И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих,ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк.19, 41-44).

    В более широком смысле Иерусалим – это весь богоизбранный народ.Господь всегда заботился о народе Израиля. Именно Он вывел его из Египта, посылал к нему пророков, желая отвратить от идолопоклонства. Скорбь Христа – это скорбь любящего Отца о непослушании и неразумии сына. Образ птицы, заботящейся о своих птенцах, мы встречаем в книге Второзакония именно в этом контексте. «Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? не Он ли Отец твой, Который усвоил тебя, создал тебя и устроил тебя? […] Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих,так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога» (Втор. 32, 6, 10-12).

    Теперь тот же Сын Божий воплотился, пришел к Своему народу, но тот не принял Его. В наказание Бог покидает Иерусалим и Свой Храм в нем; народ лишается покровительства Господа. На эту мысль указывают слова «Се оставляется дом ваш пуст».

    Что означает фраза Христа «не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!»? Святитель Иоанн Златоуст видит в ней указание на день второго славного Христова пришествия, когда неверующие поклонятся Господу. Слово «отныне» подразумевает период последних дней земной жизни Спасителя. Таким образом, с момента смерти Господа и до Его второго пришествия, Израиль пребывает вне Христа.

    О надежде обращения израильского народа перед вторым пришествием Христовым писал апостол Павел: «не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, […] что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11, 25-26).

    Господь уходит из Иерусалимского храма и больше в него Он уже не вернется. Кроме этого, Иисус Христос предсказывает Своим ученикам разрушение величественного храмового комплекса, который казался вечным. Древнегреческий историк Иосиф Флавий описывает впечатление, которое производило это громадное сооружение на его современников: «Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел».

    Храм был существенно реконструирован царем Иродом Великим, который стремился придать зданию больше величия, монументальности и изящества. После его смерти работы все еще продолжались. Иерусалимский храм являлся национальной святыней. Он был символом присутствия Бога среди израильского народа.

    Предсказание Спасителя сбылось. Во время иудейского восстания против римлян в 70 году Иерусалим был разграблен, а храм разрушен до основания. Огромное число иудеев погибло в годы восстания, многие тысячи были проданы в рабство или отданы для гладиаторских игр. В Иудее осталась лишь малая их часть.

    В 132 году вспыхнуло еще одно восстание под предводительством Шимона Бар-Кохбы, которое было вызвано указом императора Адриана о превращении Иерусалима в римскую колонию. Сопротивление подавили спустя три года. Иерусалим был восстановлен, но застройка проводилась по римскому образцу. Город стал называться Элия Капитолина – в честь римского бога Юпитера Капитолийского. На храмовой горе возвели храм в его честь. Иудеям под страхом смертной казни запрещалось находиться в Иерусалиме.

    № 21 (557) 10 ноября 2021 г.