Главная / Новости епархии 2021 / «Вся его жизнь расписана по минутам»: к 75-летию Патриарха Кирилла

    «Вся его жизнь расписана по минутам»: к 75-летию Патриарха Кирилла

    20 ноября Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу исполняет 75 лет. За 12 лет с момента избрания на Патриарший престол глава Русской Церкви побывал во многих уголках нашей страны, в том числе и в Ульяновске. Его визит в наш город состоялся 20-21 мая 2015 года и был приурочен к освящению Спасо-Вознесенского кафедрального собора. Служение Предстоятеля ответственно и многогранно. Насколько оно насыщенно и трудоемко – поможет понять небольшой пример его посещения нашей епархии. Чем запомнился визит Святейшего Владыки на Симбирскую землю, – воспоминания очевидцев.

     

    Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин:

    В мае 2015 года, в дни визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Ульяновск, по приглашению Митрополита Симбирского и Новоспасского Феофана я был гостем епархии и сослужил Святейшему за богослужениями, которые он совершил.

    Незадолго до этого, в октябре 2014 года, Святейший Патриарх посещал и Саратовскую епархию, где я служил в то время. Поэтому хотел бы сказать несколько слов о том, какое значение имеет визит Предстоятеля Церкви для той или иной епархии. Обычно, несмотря на краткость визита, его программа бывает крайне насыщенной и проходит по самым важным «точкам роста» церковной жизни.

    Так, в Ульяновске Святейший Патриарх совершил всенощное бдение в возрожденном Воскресенско-Германовском храме – одном из старейших и красивейших. Безусловно, его возвращение Церкви и реставрация имели огромное значение для города. А на следующий день Его Святейшество освятил новопостроенный Спасо-Вознесенский кафедральный собор.

    Кафедральный собор – это самый главный храм епархии, как правило, самый большой по размерам или исторически значимый. Для любой епархии освящение кафедрального собора Патриархом – это большая радость, большая честь и ответственность.

    Собор в Ульяновске по ряду причин строился довольно долго, более двадцати лет. Было нелегко найти средства на его возведение. Завершение строительства и внутреннее убранство собора были выполнены во многом благодаря деятельности владыки Феофана. Вечная ему память!

    Очень символично, что в ходе своей поездки Святейший Патриарх освятил памятный знак, посвященный Патриаршему местоблюстителю митрополиту Сергию (Страгородскому) и пребыванию в Ульяновске в эвакуации Московской Патриархии в 1941-1943 годах. Тем самым, Святейший показал нам пример исполнения апостольской заповеди: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7).

    Как в Саратове, так и в Ульяновске я был свидетелем тому, как ждут люди Святейшего Патриарха и его слова. Многие говорили мне, что общение со Святейшим, его благоговейное, ревностное совершение богослужения и проповеди произвели на них совершенно неизгладимое впечатление. Та глубина, с которой Святейший Патриарх всегда обращается к окружающим его людям, конечно, никого не может оставить равнодушным. Поскольку желающих было много, не все прихожане смогли попасть на службу внутрь храма. Святейший Патриарх каждый раз старался подойти к людям и пообщаться с ними. Я убежден, что память об этом надолго сохранится в их сердцах.

    Нам же, архипастырям и духовенству, было очень важно услышать оценку своей работы, получить от Святейшего одобрение наших планов и благословение на будущие труды.

    О подготовке к Патриаршему визиту и первом богослужении Первосвятителя на Симбирской земле рассказывает протоиерей Димитрий Савельев:

     Подготовка Воскресенско-Германовского собора, ключарем которого я был в 2013-2015 годах,  шла по нарастающей волне, дошедшей до своего максимума в канун и в сам день встречи.

    Главной проблемой стало скромное количество помощников: протодиакон, ризничий, иподиакон, алтарник, завхоз и уборщицы. Рядом со мной почти каждый день был отец Антоний Закурдаев и порой игумен Корнилий (Кабаргин), за что я им очень благодарен. Некоторые прихожане тоже проявили самоотверженность. Это было удивительно и приятно. Кроме исполнения ежедневной работы, нам требовалось приводить храм в достойное к приему состояние.

    Кроме общей уборки храма, как к самой торжественной архиерейской службе, нужно было еще подготовить ряд специфических вещей, например, зонирование храма так называемыми леерными ограждениями – народа ожидалось очень много. Внизу должен был петь сводный хор городских приходов, который не умещался на небольшом клиросе. Там же должны были располагаться пресса и зона особо важных гостей.

    Нам пришлось подштукатурить и подкрасить цоколь снаружи, постелить новый линолеум в алтаре, сшить новые белые облачения для престола, купить парадные ковровые дорожки и сделать множество других дел, внешне не очень заметных. Попутно я заседал на совещаниях с участием членов правительства области и специалистов разных привлеченных к приему Патриарха ведомств. Отдельный вопрос – согласование всех условий приема с силовиками, полицией, ФСБ, казаками и прочими службами обеспечения порядка.

    На всенощное бдение в Германовском соборе собралось множество людей. Студенты-волонтеры с трудом сдерживали давление толпы во время прохода Патриарха. Многие люди не смогли войти и остались молиться на улице, хотя трансляции службы не велось.

    Храм был великолепен как никогда. Праздничные иконы и иконостас украшены цветочными композициями необычайной красоты. Патриарха встречали вдоль ковровой дорожки, расстеленной от крыльца до улицы, казаки и девушки в народных костюмах. Вручали традиционные букеты и хлеб-соль.

    С приездом Святейшего что-то изменилось в атмосфере. Не в духовной, а в самой что ни на есть метеорологической. Сразу после его входа в храм хлынул ливень.

    Богослужение началось под руководством сослуживших Патриарху двенадцати архиереев, а сам Святейший совершил утреню. Сводный хор ульяновских певчих был на высоте. Как ключарь собора я подносил Патриарху крест для целования и ризу на подносе во время облачения. А вместе с игуменом Корнилием мы читали на солее праздничный канон.

    Святейший в конце службы произнес торжественную проповедь и вручил владыке Феофану для нашего храма большую икону Богородицы Одигитрии.

    Мария Астрадамова, прихожанка Воскресенско-Германовского храма:

    Приезд Патриарха в наш город мне запомнился особо. Весной 2015 года я сильно заболела, и общий настрой был совсем не радостным. Туманные перспективы по здоровью, начало продолжительно лечения… В день приезда Святейшего попасть удалось только на службу в Германовский собор. Когда я подъехала к храму, вокруг него была выстроена охрана в оцеплении, многие верующие стояли на дорожке напротив – пускать внутрь уже перестали. Я поняла, что не попаду на богослужение. Но решила постоять, сколько смогу, и помолиться на улице. Буквально через несколько минут мимо проходил знакомый священник, и позвал меня с собой. Так я оказалась внутри собора, чему была несказанно рада! Я не помню усталости того дня. В память врезался непередаваемый взгляд Патриарха в момент, когда я подошла на помазание. Этот день у меня ассоциируется с особой радостью и воодушевлением. А еще – с надеждой.

    Говоря о цели посещения Ульяновска, Святейший Владыка сказал: «Цель визита очень светлая и радостная для меня и, думаю, для очень многих жителей города. Это освящение нового кафедрального Вознесенского собора. Мы приурочили освящение собора к празднику Вознесения. Пусть Господь благословляет жизнь жителей города Ульяновска, всей Симбирской земли. И пусть в это мирное и спокойное время тот потенциал, который имеет эта земля, в полной мере раскрывается во благо жителей и во славу Отечества».

    О праздничном и историческом богослужении в праздник Вознесения Господня вспоминает протоиерей Димитрий Савельев:

    Мы прибыли в Спасо-Вознесенский собор к семи часам утра. Я исповедовал прихожан в числе нескольких назначенных для этого священников. Патриарх прибыл к половине десятого. Во главе архиереев он прошел крестным ходом вокруг храма. Потом читались молитвы наречения нового епископа, и служба началась.

    Не думаю, что следует описывать литургию: все происходило по Уставу. Внешние действия предопределены, а внутреннее духовное состояние молящихся людей (а не праздно глазеющих зевак) неописуемо.

    Я должен был вернуться в алтарь после молитвы «Верую» на Евхаристическом каноне. Заранее мне поручили произнести проповедь перед Причастием. Условия были поставлены довольно жестко. Вместе с запричастным концертом хора проповедь должна была длиться 15 минут. В течение этого времени причащались священнослужители в алтаре. После проповеди меня подвели к Патриарху. Святейший сказал мне несколько добрых слов, подарил просфору с проскомидии совершенной им литургии и иконку праздника.

    При личном контакте Святейший Патриарх кажется вовсе не таким высоким, статным и величественным, как при взгляде издали или на видеозаписях. Невысокий грустный и очень усталый человек, но во время проповедей и выступлений, обращения к людям он очень оживляется. Вся его жизнь расписана по минутам и определена протоколом, планы верстаются на недели и месяцы вперед. Управлять Церковью – это не самое простое и беспроблемное дело.

    Вот что вспоминают те, кто был по другую сторону алтаря.

    Ольга Желтова, руководитель регионального отделения Всероссийского общественного движения «Матери России»: 

      Первое, что всплывает у меня в памяти, когда я вспоминаю визит Патриарха Кирилла в Ульяновск – это огромные букеты кипенно-белых роз, которые дарили Святейшему. Обе службы – и в Германовском соборе, и в Спасо-Вознесенском – были волнительными, трепетными и очень торжественными! На освящение собора мы пришли всей семьей и с активом семейного движения Ульяновской области.

    Сергей Николаев, руководитель молодежного отдела Симбирской епархии:

    Визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Симбирскую землю положил начало становления православного молодежного движения в нашем городе. Освящение собора – поистине историческое событие, в котором участвовало огромное количество верующих. Для обеспечения порядка и построения «живого коридора» требовалось много добровольцев. Помочь в организации встречи вызвались ребята не только из города, но и области. Труд людей, которые готовились к встрече Патриарха, был незаметен окружающим. Хотя несомненно, был очень важен. Если взглянуть на общую фотографию добровольцев на Патриаршей службе, можно обнаружить, что многие из них в последующем стали участниками православного движения.

    Елена Гончарова, сотрудник пресс-службы Симбирской епархии:

    Когда мы узнали, что визит Патриарха действительно состоится, события развивались очень быстро. Нас сразу же связали с его пресс-службой, мы обговорили детали встречи. Работали день и ночь, чтобы все было по плану. Сотрудники пресс-службы Святейшего приехали на несколько дней раньше Предстоятеля. Вместе мы проследовали на автобусе по предполагаемому маршруту визита, обговорили каждую мелочь. Я увидела, как скоординировано работает команда Патриарха.

    На освящении собора был момент, когда я оказалась зажата с фотоаппаратом в проеме входных дверей. И во время чина освящения оказалась очень близко к Патриарху. Нас разделяло сантиметров 30. Меня поразило, насколько он был сосредоточен. В его действиях не было формализма. Святейший Владыка целиком находился в процессе.

    После освящения прошла череда встреч разных людей с Первосвятителем. Было видно, что Патриарх устал. Но он внимательно слушал, вникал в разговор. Я поразилась тому, что несмотря на такой насыщенный день, Святейший пытается уделить внимание каждому.

    В материале использованы архивные фотографии

    пресс-службы Московского Патриархата и Симбирской епархии

    Газета “Православный Симбирск” № 21 (557) 10 ноября 2021 г.