В Библии нет случайных отрывков. В этом ее отличие от любой другой книги. Если в отдельно взятом произведении автор может что-то приукрасить, замолчать или преувеличить, в Книге Книг найти подобное не получится. Именно поэтому Священное Писание интересно разбирать подробнейшим образом, обращая внимание на каждую деталь.
Книга иерея Даниила Сысоева (+2009) «Кто как Бог? Или сколько длился день творения» посвящена теме сотворения мира. Казалось бы, в Книге Бытия понятным языком описано то, как день за днем Господь создавал мир. Но то, что верующий человек может принять как очевидное, агностик или атеист подвергает сомнению. Поэтому и родились различные теории о том, как на самом деле возник окружающий нас мир. Естественно, далеко не во всех них нашлось место Богу. Гордый разум человека готов Самого Создателя вынести за скобки сотворенного Им же мира.
Иерей Даниил Сысоев родился в Москве, в русско-татарской семье. С детства был при храме – помогал отцу в алтаре, пел на клиросе. Окончил Московскую духовную семинарию, а впоследствии и академию. В 1994 году хиротонисан во диакона, в 2001 – во священника. Преподавал в Перервинской духовной семинарии литургику и миссиологию.
С 2003 года руководил строительством храма во имя апостола Фомы в районе станции метро «Кантемировская», где особенно много этнических общин. На приходе развивалось миссионерское движение, включавшее в себя курсы православных миссионеров. Совершались богослужения на татарском языке, организовывались поездки в Татарстан и Киргизию, устраивались дискуссии, проводились библейские беседы.
Активная деятельность священника не только принесла обильные плоды, но и нашла немало противников. На протяжении нескольких лет отец Даниил получал угрозы в свой адрес. Вечером 19 ноября 2009 года в Фоминском храме священник был смертельно ранен двумя выстрелами из пистолета в грудь и голову. Убийца скрылся. Отец Даниил отошел ко Господу ночью 20 ноября в больнице.
14 октября 2010 года матушка Юлия Сысоева открыла фонд памяти отца Даниила. По ее словам, идея фонда заключается в «максимально полной реализации всех проектов и идей отца Даниила по миссии, благотворительности и издательству». Так духовное наследие священника продолжает жить и после его кончины.
Как соотносятся Библия и теория эволюции, возможно ли считать день творения условным временным промежутком? Эти вопросы вызывали и вызывают немало дискуссий. Попытаться разобраться в них нужно вовсе не из праздного любопытства, но из необходимости прикоснуться к Истине – Самому Христу. Отец Даниил делает такую попытку и делится с читателем не столько своими размышлениями, сколько отсылками на авторитетные источники.
Небольшая по объему книга представляет собой будто бы состязательный судебный процесс. Первая ее часть называется «Свидетельство обвинения». Вторая, соответственно, «Свидетельство защиты». «В нашем сочинении, – пишет отец Даниил в предисловии, – мы попытаемся опровергнуть одно из обвинений против Создателя – обвинение в немощи и неспособности сотворить мир за шесть обычных дней. Как и бывает обычно на заседаниях земного суда мы предоставим сперва слово свидетелям обвинения, чьи аргументы будут проверены на прочность, а затем призовем свидетелей защиты. Но мы, конечно, не дерзнем произнести приговор по этому делу, ибо вся судебная власть и на небе, и на земле и в преисподней принадлежит Обвиняемому и предоставлена она Им не нам, а апостольским преемникам, которые на Земле могут вязать и решить силой огнеязычного Духа».
Думаю, не стоит целиком раскрывать содержание судебного процесса, чтобы у читателя не пропало желание ознакомиться с книгой, но на одном моменте все же не могу не заострить внимание.
Рассмотрим понятие «день», используемое в повествовании о сотворение мира. Отец Даниил в объяснении его значения ссылается на протоиерея Константина Буфеева и его труд «Православное учение о Сотворении и теория эволюции»: «Как бы ни казалось кому-либо, что древнееврейский язык “беден словами”, элементарная научная добросовестность должна заставить автора подобных заявлений заглянуть в словарь и проверить значение слова “йом”. Проделав эту нетрудную работу, всякий может убедиться, что в “Иврит-русском словаре” Ф.Л. Шапиро слово “йом”, употребляемое в единственном числе, означает “день”, но никогда не “период времени”. Второе же значение встречается в древнееврейском языке (как и в русском и во многих других языках) лишь во множественном числе, когда “дни” – “ямим” или “омот” – означает “время”. Достаточно сравнить с церковнославянским выражением “во дни оны”, тождественным по смыслу с выражением “во время оно”».
Далее автор ссылается на творения апостолов, святых отцов, других священников. Он отмечает, что в Библии нет случая, чтобы историческое повествование было отменено символическим толкованием.
Впервые в Библии слово «день» употребляется в пятом стихе первой главы Книги Бытия: «И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». Если подходить к этому тексту с точки зрения модернистского богословия, тогда он мгновенно теряет свой смысл. «Что, спрашивается, миллионы лет на Земле не было ночи?» – задает справедливый вопрос отец Даниил.
В список свидетелей защиты автор включил священномученика Дионисия Ареопагита, мученика Иустина Философа, святителей Иринея Лионского, Афанасия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и еще многих других святых. В выдержках из их творений можно найти подтверждение доводам об истинном значении слова «день».
«Если Он не мог создать мир за шесть обычных дней, а нуждался в многих миллионах лет и помощи смерти, распада и тления, тогда Он очевидно или зол, или неумел и немудр, а скорее всего верным будет и то, и другое. Разве премудр тот, кто не знает заранее собственных целей и экспериментирует в самом процессе создания, при этом подло пользуясь тем, что последствия ошибок его не коснутся? Думаю, что даже при постройке ядерного реактора (который гораздо проще Вселенной) никакой конструктор не имеет права на такие опыты, а обязан первоначально провести все расчеты, проверить и перепроверить их, испытать их в лабораторных условиях, а уже затем внедрять их в производство. А здесь Творцу неба и земли приписывается такие недочеты и ошибки, какие не допускает Его творение. Не кажется ли нам неразумным совершать элементарную логическую ошибку и считать, что причина меньше следствия?», – размышляет автор.
Я рекомендую ознакомиться и с другими книгами отца Даниила. Они доступны для читателей – их часто можно увидеть в иконных лавках. Это книги по миссиологии, догматическому богословию, сравнительному богословию и религиоведению, основам православия; нравственно-аскетические труды; проповеди. Есть издания, посвященные Священному Писанию Ветхого и Нового Заветов. Отдельного внимания заслуживают толкования на Книги Екклесиаста и Апокалипсис.
Некоторые книги можно посоветовать тем, кто еще не переступил порог храма, например – «Почему ты еще не крестился?», новоначальным – «Зачем каждое воскресенье ходить в храм?» Есть издания, в которых можно найти ответы на вопросы по конкретным темам: «Спасутся ли некрещеные?», «Замуж за неверующего?», «Как узнать волю Божию?» А книга «Инструкция для ловца человеков» будет полезна тем, кто интересуется миссионерской деятельностью.
«Просто о сложном», – так кратко можно назвать основной принцип, которым руководствовался отец Даниил при написании книг. Ему было важно сначала разобраться самому, отыскать необходимую информацию в авторитетных достоверных источниках, а уже потом поделиться с читателем. Книга «Кто как Бог? Или сколько длился день творения» является тому ярким примером.
Сергей Николаев
№ 21 (557) 10 ноября 2021 г.