Главная / Газета «Православный Симбирск» 2021 год / «Для меня главная радость, если я могу помочь»

    «Для меня главная радость, если я могу помочь»

    Каким следует быть пастырю? И что должен делать настоятель? Какие подводные камни встречаются на пути священника? И каков должен быть фундамент веры?

    Храм во имя апостола Андрея Первозванного

    13 декабря  храм во имя апостола Андрея Первозванного, расположенный рядом с одноименной городской больницей, отметил престольный праздник.  А накануне мы побеседовали с настоятелем прихода, секретарем Епархиального управления Симбирской епархии, благочинным Третьего Симбирского городского благочиния иереем Романом Солодко.

    – Отец Роман, в чем специфика больничного храма? Как вы взаимодействуете с больницей в честь апостола Андрея Первозванного?

    – Официально храм не является больничным, он приходской. Потому специфика нашей церкви в расположении рядом с больницей. Люди, которые идут на обследования, нет-нет да и заглянут перед этим в храм. Часто крестим деток, за которых мамы молились здесь, когда лежали на сохранении в роддоме. Приходят и сотрудники больницы, участвуют в таинствах. Мы много общаемся, находим точки взаимодействия прихода с лечебным учреждением. Кстати, сейчас в больнице идет ремонт помещения, которое позже станет молитвенной комнатой.

     – Расскажите, пожалуйста, какие задачи сейчас стоят перед вами на приходе?

    – Главная задача любого настоятеля – это организация богослужебной жизни, регулярное совершение богослужений. А еще – обеспечение прихода всем необходимым, контроль за чистотой помещений, своевременным ремонтом. Люди, приходящие в храм, должны видеть красоту и благолепие дома Божия, отрываться от всего суетного, чтобы молитвенно предстоять Творцу.

    Важно благоустроить и прихрамовую территорию. У нас в планах строительство здания духовно-просветительского центра, где разместится воскресная школа, гуманитарный склад (мы стараемся помогать вещами и продуктами нуждающимся), трапезная и кабинеты для сотрудников.

    – Андреевский храм один из немногих в городе, где есть баптистерий для взрослых. Он сейчас действует?

    – Да. Правильное крещение, с точки зрения канонических норм и церковных правил, совершается путем полного троекратного погружения в воду – во образ трехдневного погребения и Воскресения Христа. Эту возможность и дает баптистерий. Поэтому из Спасо-Вознесенского кафедрального собора, Воскресенско-Германовского храма взрослых людей, желающих принять Крещение, отправляют именно к нам.

    – Вы крестились в детстве? Каким был ваш путь к Богу?

    – Да. Родители пришли к вере до моего рождения. Мама долго просила у Бога третьего сына (у меня двое старших братьев), и пообещала, что в той мере, в которой сможет, посвятит ребенка Ему. Пример моих родителей – честных, добрых, любящих нас и друг друга – моя опора на всю жизнь. Я каждый день благодарю Бога за то, что они есть.

    В пять лет – после операции и длительной реабилитации – меня отдали в воскресную школу при Свято-Алексиевском женском монастыре Саратова. Там меня окружали преподаватели, которые мягко помогали сформировать мировоззрение. С теплотой вспоминаю атмосферу занятий в воскресной школе, время, проведенное в ее стенах. Я тогда самостоятельно прочитал свою первую книгу – «Закон Божий» протоиерея Серафима Слободского. Все это в совокупности повлияло на мой выбор стать священником.

    – Получается, что сомнений и внутренних колебаний не было?

    – Сомнения были в 11 классе. Заканчивая православную гимназию, я сдал ЕГЭ и хотел подать документы на исторический факультет. Потом все-таки передумал, и ни разу не пожалел, хоть во время учебы в семинарии и было много испытаний. В подобных случаях размышлял, для чего Господь меня вразумляет. В семинарии я понял: важно исполнять благословение и прежде всего стараться быть хорошим христианином и достойным человеком. А уже потом задумываться о своих потребностях. Тогда Господь все устроит так, как ты и поду­мать не мог.

    В годы учебы я был старшим иподиаконом – это не давало поблажек, даже ввиду большой загруженности. Но у меня был один моральный бонус – я чувствовал, что нужен. Ощущение того, что твоя помощь – 18-летнего мальчишки – нужна уважаемым тобой людям, истинным труженикам Христовым, окрыляло! И до сих пор для меня главная радость, если я могу кому-то помочь.

    – Мне кажется, большинство людей, которые выбирают путь священства, стремятся именно к служению. Но бывает, что они встречаются с разочарованием – или потому, что их не слышат и не хотят слушать, или от идеа­лизированного представления о духовности. Вы сталкивались с подобным?

    – Например, на Крещении детей меня огорчает, что воспри­емники абсолютно не включены в процесс таинства. Да, они ходили на огласительные беседы, слушали их, но, как говорится, мимо. И грустно не потому, что меня не слушали, нет. Мне жаль того доверия родителей, которое они оказали крестным своих детей.

    Мысли о том, что от слов или поступков священника к Богу придут тысячи людей – от гордости. Даже если одного человека приведем ко Христу, уже хорошо. Я уверен, Господь Сам определяет того, кто услышит тебя. И это не священник молодец, подобрал правильные слова, и не сам человек своими умозаключениями пришел к тому, что надо поступить определенным образом. А Господь через пастыря повлиял на решение человека. Любой священник, каким бы талантливым он ни был, – лишь орудие в руках Божиих.

    – Священник не должен подменять собой Христа?

    – Он должен вести людей не к себе, а к Богу. Если пастырь акцентирует все внимание жизни прихода на себе: какой он несчастный, или, наоборот, счастливый, умный, благодатный, – он точно ведет не туда. Случается, что вокруг священника собираются люди, а когда тот покидает приход (по разным причинам) – разбегаются. Такого быть не должно.

    – В последние годы мы то и дело слышим, что люди сознательно уходят из Церкви. Бывшая послушница, бывший священник… Зачастую именно разочарование в людях преподносится как разочарование в Церкви. Зачем это осознанно выносится на публику?

    – Любой общественный скандал имеет невероятное количество нюансов. Я бы привел такой пример. Представим, что некий мужчина работает на заводе. Усердно трудится, но… однажды соблазнился и украл что-то. Если он смог раскаяться в этом грехе, открыть Богу сердце, сказать: «Господи, я больше так никогда не сделаю!» – и действительно подтверждает свои слова, он остается внутри цельным. А другой мужчина живет, воруя все время. Даже если он приносит покаяние, оно неискренне. Грех раскалывает его душу. И вот начальник предприятия вызывает обоих сотрудников. Он знает: да, первый украл один раз, но больше не оступался. И потому прощает его. Другого же увольняет. Что директор услышит в ответ? Вряд ли: «Спасибо за обличение!» Второй труженик будет говорить о том, что все воруют – зарплата-то маленькая. Забирая трудовую, на каждом углу станет бранить начальника-тирана…

    К чему этот пример? При желании в Церкви можно увидеть все что угодно. Однако давайте будем честны: если за пеленой собственных грехов человек не видит Божественного света, который исходит в таинствах, то он начинает искать в Церкви пороки, чтобы оправдать себя.

    Беседовала Ксения Манякова

    № 23 (559) 8 декабря 2021 г.