Милостивый податель чудес

    19 декабря мы вспоминаем одного из величайших святителей Восточной Церкви – архиепископа Николая Мирликийского.

    Этот угодник Божий – один из самых известных христианских святых во всем мире. С просьбами к нему обращается множество людей из разных стран, которые верят: святитель Николай никого не оставит в беде. Особо почитают Мирликийского чудотворца верующие симбиряне- ульяновцы, ведь по преданию, в 1552 году на Белой горе в Промзино Городище (сегодня – Сурское) явился образ святого Николая, защитив село от истребления ногайскими татарами.

    Родился будущий святитель в городе Патаре на южном побережье Малоазийского полуострова (территория современной Турции). С детства он полюбил Священное Писание и молитву. Видя благочестие племянника, его дядя – епископ Патарский Николай – посвятил юношу в чтеца, а потом рукоположил во священника, сделав его своим помощником.

    Святителя по праву можно назвать образцом великих христианских добродетелей – любви и милосердия. Однажды угодник Божий тайно помог обедневшему жителю Патар, у которого не было средств для того, чтобы выдать трех дочерей замуж. Святой Николай, не желая оскорбить мужчину подаянием, трижды приходил ночью к дому нуждающегося и бросал в окно мешочек с золотом. Благодаря угоднику Божию семья не умерла от голода и обзавелась приданым для дочерей.

    Святой Николай еще до призвания на епископское служение сподобился чудесного видения: Господь подал ему Евангелие, а Пресвятая Богоматерь – омофор (элемент архиерейского облачения). Вскоре после этого он был избран епископом города Миры в Ликии.

    Святой для всех был великим благодетелем: сиротам – отец, нищим – милостивый податель, плачущим – утешитель, обиженным – защитник. Но враг рода человеческого не дремлет: началось гонение на христиан. Это не устрашило святителя Николая, он продолжал исповедовать истинного Бога. За это правители города при­ка­за­ли отправить святого в тюрь­му. Долго подвижник пробыл в темнице, перенося все тяготы с достоинством.

    Паства очень полюбила своего архиерея: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым – ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При этом святитель Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством, разрушавший идолов, и защитник христианства, обличавший еретиков.

    Эти и другие эпизоды из жизни Мирликийкого чудотворца описаны в книге Галины Чиняковой«Россия под омофором святителя Николая». В издании в доступной форме рассказывается и о многочисленных чудесах по молитвам угодника Божия. Одним из таких является чудо, которое произошло еще во времена борьбы Руси с половцами. Около года в доме благочестивого киевлянина по имени Добрык жил пленный половецкий воин. По истечению этого срока хозяин предложил ему выйти на свободу, но только если тот заплатит за себя выкуп. Пленник дал обещание прислать выплату, как только вернется на родину.

    В качестве поручителя Добрык взял образ чтимого им Мирликийского святителя Николая, искренне веря в заступничество святого. Половец же в душе «посмеивался про себя над русским простофилей, который имел великое доверие к сухой доске, запачканной краской».

    Вернувшись домой, бывший пленник забыл о клятве. Но вскоре ему явился святой Николай и напомнил об обещании: «Не я ли поручился за тебя, – говорил святитель, – что ты принесешь выкуп? Чего же ты медлишь? Говорю тебе: иди в Россию и отдай выкуп, если не хочешь, чтобы я навел на тебя какую-нибудь беду». Половец удивился этому явлению, но не придал ему большого значения.

    Несколько дней спустя, когда бывший узник отправился в поле, он снова увидел чудотворца. Святитель сбросил половца с коня, встряхнул его и напомнил об обете. Перепуганный воин вернулся в стан с намерением вернуть выкуп. Но «за своей нечестивой жизнью» опять позабыл о требованиях Добрыка.

    «Время шло, половец проводил его в беспечности. Правитель назначил день съезда всех половецких князей и лучших своих воинов. Бывший пленник Добрыка собрал дружину и, лихо гарцуя на благородном скакуне, тронулся в путь. Внезапно на глазах у всех какой-то невидимой и страшной силой он был сброшен с коня на землю. Некто незримый безжалостно мучил и избивал воина. Никто, кроме самого половца, не видел разгневанного святителя Николая, поручителя далекого киевского Добрыка». Лишь после этого половец осознал свой проступок. Он приготовил щедрый выкуп для Добрыка, не позабыв о подарке и своему поручителю. С ужасом выслушав прибывшего к нему половца, киевлянин бросился в храм – благодарить чудотворца за помощь.

    Известны многочисленные случаи заступничества святого Николая в дни Великой Отечественной войны. Вот один из них: «В 1941 году Диме Розову исполнилось 18 лет. На фронт он пошел добровольцем и попал в торпедную часть. Его мать глу­боко верила в Бога. Провожая сына, она благословила его образком святителя и чудотворца Николая, и с этой иконой юноша не расставался никогда. Спустя недолгое время, поздней осенью, торпедный катер, на котором служил Дмитрий, наткнулся на мину и взорвался. После взрыва юноша очнулся в открытом ледяном море. Нигде не было видно никаких следов подорвавшегося судна. Бушлат промок и тянул в воду, грузной тяжестью висели свинцовые, налитые водой сапоги, но Дмитрий пытался держаться на плаву.

    Скоро он окоченел в холод­ной воде, появились судороги, сил не оставалось. Вспом­нив в последнюю минуту о матери, Дима полуосознанно позвал на помощь Николая Угодника и потерял сознание. Обморок длился несколько часов. Опомнившись, Дмитрий обнаружил себя на берегу: он лежал в насквозь мокром бушлате, сапоги были полны воды. Прошло мно­го лет после войны, Дмитрий остался жив и, рассказы­вая своему другу-художнику, Льву Михайловичу Рыжову, об этом эпизоде, говорил: “Не знаю, есть ли Бог, но святитель Николай – есть!” Так спас от гибели чудотворец сына за молитвы матери».

    Благодаря книге Галины Чиняковой вы узнаете не только о чудесах святителя Николая, но и познакомитесь с подробным житием угодника Божия и сведениями о начале почитания Мирликийкого чудотворца на Руси. В конце издания помещены проповеди святителя Николая Сербского (Велимировича) и архимандрита Иоанна (Крестьянкина) о святителе Николае. Издание адресовано широкой читательской аудитории.

    Житие святого легло в основу иконографии его образа. Авторы книги-альбома «Святитель Николай Чудотворец» –известные искусствоведы Оксана Губарева и Нина Турцова – рассказывают читателям об иконографии угодника Божия, ее истории и символике. Альбом иллюстрирован самыми известными на Руси иконами святителя Николая, которые сопровождаются подробным описанием.

    Как отмечают авторы книги, «в Древней Руси Николай Чудотворец был самым почитаемым святым, его образ не отделялся от идей спасения, пока­яния и воскресения человека. Несмотря на кажущуюся простоту и повторяемость его иконографии – поясное изображе­ние с закрытой книгой и благословляющей десницей, – каждый из дошедших до нас древних образов святителя писал­ся по индивидуальной символической программе, связанной с той или иной стороной его почитания. И для того, чтобы понять символический смысл од­ной иконы, важно знать не только сим­волику одежд и жестов, но и историю почитания святителя на Руси, место его изображений в духовной жизни средне­векового человека».

    В частности, искусствоведы обращают внимание читателей на то, что «за шестнадцать столетий широкого почитания святителя Николая христианский мир создал целый ряд самых разных его образов: поясных, в полный рост, тронных, оплечных, оглавных. На Руси иконы святителя писали так часто и так хорошо знали его облик, что в иконописных подлинниках (руководствах для работы иконописца) в описании некоторых святых указывали: “Власы и брада, аки Николина”, “сед, аки Никола”».

    Альбом «Святитель Николай Чудотворец» будет интересен не только изучающим церковное художественное искусство, но и всем верующим людям. Преподаватели и учащиеся смогут использовать издание на занятиях в иконописных и воскресных школах, православных гимназиях и уроках по основам православной культуры.

    Книга издана в твердом переплете на глянцевой мелованной бумаге. Она может стать отличным подарком для верующего человека на предстоящие праздники.

    Ксения Висарова

    № 23 (559) 8 декабря 2021 г.