Святитель Игнатий (Брянчанинов) – один из величайших духовных писателей, богослов и проповедник. Его литературное наследие составляет семь томов сочинений и писем, которые неоднократно переиздавались.
В настоящее время, когда выпускается огромное количество изданий не лучшего качества, творения святителя Игнатия приобретают особую ценность для всех ищущих духовной жизни.
«… Постоянно вникайте в Игнатия (Брянчанинова) и идите указанным им путем. Это – путь всех древних Отцов, путь, пройденный и самим Игнатием, проверенный им, как человеком нашего времени и развития, человеком наших недостатков и слабостей, нашего почти окружения. Это-то и делает его писания особенно ценными. Прибавьте к этому силу благодати Божией, явно в них ощутимую», – эти слова игумена Никона (Воробьева) (+1963), исповедника, духовника, подвижника из письма к духовному чаду можно считать исчерпывающей характеристикой святителя Игнатия, кратким и точным объяснением – почему его труды так важны для современного христианина. Проблема в том, что мы по определению не привыкли считать святых своими современниками, не относимся к их словам как к чему-то, имеющему безусловное отношение к нашей собственной жизни. Может быть, поэтому тот же игумен Никон замечает: «Лучшего учителя для нашего времени нет. Но и он стал почти недоступен современным христианам».
Действительно, есть проблемы, которые считаются актуальными. Но какие из них не были знакомы святителю Игнатию? Если говорить о проблемах церковной жизни – это оскудение монашества, равнодушие к вере и даже отступничество большинства мирян. «Христианство становится анахронизмом. Смотря на современный прогресс, нельзя не сознаться, что он во всех началах своих противоречит христианству и вступает в отношения к нему самые враждебные», – святитель говорит об этом в письме, датированном 1860 годом. Если говорить о проблемах внутренней жизни человека – то они неизменны с момента грехопадения: «В мире скорбны будете» (Ин. 16, 33). Время, в которое жил святитель Игнатий, отстоит от нашего не настолько, как время жизни великих преподобных пустынников; люди и условия их жизни изменились не так кардинально, чтобы мы не узнавали себя порой в адресатах писем святителя. Мы так же, как и они, учимся азам духовной жизни, терпим скорби и утраты, не дорожим учением родной Православной Церкви, не горим желанием исполнять заповеди, если это идет вразрез с нашими желаниями и интересами.
…Старший сын вологодского помещика, потомка древнего дворянского рода Александра Семеновича Брянчанинова Дмитрий обладал незаурядными способностями, это было очевидно для всех. В 16 лет, по желанию отца, он поступил в Главное инженерное училище Санкт-Петербурга – перед юношей открывалась превосходная светская карьера. Учился он прилежно и не раз восхищал товарищей и преподавателей своей подготовкой. На него обратил внимание даже будущий император Николай I. Поэтические и литературные дарования также были отмечены выдающимися литераторами того времени. В декабре 1824 года Дмитрий получил чин инженера-прапорщика. Однако он желал для себя вовсе не продвижения по карьерной лестнице, а служения Богу, монашества. Решение оставить службу вызвало не только гнев отца, но и неудовольствие императора. Будущему святителю «помогла» тяжелая болезнь, которая, с одной стороны, освободила от воинской службы, а с другой – не оставляла всю жизнь, и на долгие месяцы делала его затворником в своей келье.
Когда Дмитрий принял монашество, благоволение императора к нему выразилось в том, что он был назначен настоятелем Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. Обитель находилась в упадке, а сырой климат вызывал долгие приступы болезни. Само положение монастыря, находившегося на дороге из Петербурга в Петергоф, вынуждало настоятеля, стремившегося к уединению, находиться посреди житейской суеты, искать средства на обустройство обители, посещать и принимать представителей высшего общества. Это, конечно, очень краткое, пунктирное изложение жития святителя, которое само по себе интересно и поучительно – как пример мужества в несении своего креста, всецелой направленности жизни к Богу.
Святитель Игнатий прослужил в Сергиевой пустыни 23 года, до своего назначения на Ставропольскую кафедру. Здесь созданы основные его труды, возникли глубокие духовные отношения со многими людьми, ставшими адресатами его писем. Эту переписку можно считать настоящим учебником духовной жизни. Что считал главным сам святитель Игнатий?
Прежде всего, он призывает верующих к духовной трезвости, обличает различного рода мнимодуховные состояния, самообольщение, гибельную прелесть. Настаивает на том, что духовная жизнь христианина – это не мечты о чудесах и «благодатных дарах», а жизнь по евангельским заповедям. «Надо признавать, что все мы, человеки, находимся больше или меньше в самообольщении, все обмануты, все носим обман в себе. Это – следствие нашего падения, совершившегося чрез принятие лжи за истину; так всегда падаем и ныне. Оттого в нас такая переменчивость! Утром я таков, к полудню иной, после полудня еще иной, и так далее. Оба мира действуют на меня, я подчинен обоим им, в плену у обоих их».
Обличая «самообольстительное мечтание», святитель бывает резок, насмешлив – но это необходимый «пластырь» на рану, которая нанесена гордостью и иначе может стать неисцельной: «Вам приходила (извините за деревенские выражения: хороши, метко в цель попадают!) только дурь, гордая дурь! Мне она известна, сам в ней непрестанно: а потому вас предостерегаю».
Святитель постоянно говорит о том, что сегодня, когда «оскуде преподобный» (Пс. 11, 2), нужно как можно чаще обращаться к чтению святых Отцов Церкви: «Пусть они руководствуют вас, напоминают вам о добродетели, наставляют на путь Божий. Этот образ жительства принадлежит нашим временам: он заповедан, предан нам святыми отцами позднейших веков. Жалуясь на крайний недостаток в богопросвещенных наставниках и советниках, они повелевают ревнителю благочестия руководствоваться в жизни своей отеческими писаниями. “Совет святых – разум” (Притч. 9, 10)».
Терпение скорбей – это особый и очень важный подвиг в жизни христианина. Для святителя Игнатия это не стороннее наблюдение, а слово опыта. Зная его житие, видишь, что сам он всю жизнь нес свой крест, прошел путем Спасителя, и как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и «искушаемым помочь» (Евр. 2, 18). Сегодня часто приводят слова святителя о том, что скорби – особый удел нашего времени, «которому в удел не даны ни подвиг мученичества, ни подвиг монашества. Участок наш, христиан времени последнего, участок скорбей, по-видимому мелочных, ничтожных. Весы у Бога! … Осенение Его силы и благодати может обратить величайшую скорбь в величайшее наслаждение. Так и маленькая скорбь имеет пред Ним всю ценность, никак не менее великой скорби. Все зависит от Его благодати, – а Он милостиво от человека приемлет всякую скорбь, принимаемую с благодарением, с покорностию, с славословием».
Сегодня святителя Игнатия можно назвать «наставником наставников». По его трудам сверяли направление духовной жизни, своей и пасомых, известнейшие духовники и подвижники XIX-XX веков. Он предельно четко, ясно и вместе с тем образно изложил в своих трудах законы духовной жизни: «Веруйте Всемогущему Богу, надейтесь на Него, живите терпеливо и постоянно, живите в простоте, в покаянии и смирении, предавайтесь воле Божией, когда случиться сбиться с правого пути, – снова на него направляйтесь, – и спасетесь».
Наталья Горенок
№ 24 (560) 22 декабря 2021 г.