Главная / Газета «Православный Симбирск» 2022 год / «Возможность петь на службе – большая радость для прихожан»

    «Возможность петь на службе – большая радость для прихожан»

    В Воскресенско-Германовском храме Ульяновска действуют три хора, один из которых состоит из неравнодушных прихожан-любителей. У них нет профильного музыкального образования, но они горят большим желанием славить Бога. Тяжело ли петь в церковном хоре и с какими искушениями сталкиваются певчие, узнала корреспондент газеты «Православный Симбирск».

    Недавно я посетила богослужение с участием любительского хора. Сначала было ощущение, что поют профессионалы. Богослужение шло, священнослужитель давал возгласы, хор слаженно вторил ему. Через некоторое время энтузиазм певчих передался молящимся и молитва будто бы обрела крылья. После службы мне удалось побеседовать с руководителем хора – регентом Юлией Шевченко.

    – Юлия Александровна, когда образовался хор?

    – Я стала регентом любительского хора в декабре 2020 года. Он был сформирован силами матушки Дарьи Тихоновой в том же году, однако в силу определенных обстоятельств, руководство хором перешло в мои руки.

    – Как появилась идея образования любительского хора?

    – Можно сказать, что эту идею мы «привезли» из Саратовской епархии, где в храме у протоиерея Илии Кузнецова был подобный хор. Владыка Лонгин очень поддерживает любительские хоры. Благодаря ему в Саратове не было дефицита певческих кадров. При переводе владыки мы переехали вместе с ним. Тогда меня попросили организовать любительский хор, но по некоторым причинам я смогла приступить к делу лишь спустя несколько месяцев.

    – Это первый хор под вашим руководством?

    – Нет, в Саратовской области я руководила любительским хором почти три года. Более того, это был опыт основания хора с нуля. У певчих была череда обязательного исполнения литургии по субботам. Мои воспитанники даже давали концерты духовной музыки в городе Вольске Саратовской области.

    – Все певчие вашего хора имеют музыкальное образование?

    – Нет, лишь у некоторых за плечами музыкальная школа или училище. Всех моих подопечных объединяет любовь к музыке и горячее желание славить Бога.

    – Как часто вы поете на богослужениях?

    – Как такого расписания выходов нет. Мы стараемся петь на богослужении два раза в месяц. Как только мы выучили песнопения литургии, то стали исполнять их по праздничным дням и на родительские субботы. В этот Великий пост впервые исполнили великое повечерие с каноном преподобного Андрея Критского.

    – Как происходит отбор участников?

    – У нас нет специального отбора, беру всех желающих. Я твердо убеждена, что абсолютно все могут научиться петь. Я сама «случайно» пришла на клирос в будний день вечером. Из образования на тот момент у меня была только музыкальная школа. После того, как я познакомилась со спецификой церковного гласового пения, я засомневалась, что смогу постичь это искусство, не смотря на то, что я имела базовые знания и разбиралась в нотах. На клиросе в тот момент меня поддержали, а также помогли разобраться с трудностями. Однажды я почувствовала, что мне все же нравится петь, и решила получить высшее музыкальное образование. Тогда я даже не задумывалась о том, что стану регентом. Удивительно, но мой первый регент, которая позже стала монахиней, при первой нашей встрече «напророчила» мне этот путь.
    Время шло… Много раз я попадала в такие ситуации, где мне приходилось быть регентом. Сначала не брала на себя эту ответственность, но в голове крутилась мысль: «Кто, если не я?» Я училась с регентом по Типикону, после чего можно и в огонь и в воду.

    – Как вы считаете, почему люди уходят из хора?

    – Все зависит от намерений человека. Одного этот процесс увлекает, а другого – нет, и он уходит. Некоторые ошибочно думают, что клирос – это легко! Что это всего лишь простое увлечение. Но пение – это довольно сложный умственный и физический процесс.

    – В Воскресенско-Германовском храме существует и профессиональный хор. Как вы с ним делите выходы на службы?

    – В храме три хора. Правый профессиональный поет в субботу вечером, в воскресенье утром и по большим церковным праздникам. С июня 2021 года я также управляю и этим хором, поэтому особых трудностей с расписанием не возникает. Традиционно, по большим праздникам в храме выступает большой сводный хор, состоящий из правого и любительского. Еще есть левый хор, который поет по будням. Мы меняемся с ним по договоренности.

    – Вы занимаетесь с людьми с разными вокальными данными?

    – Да, я очень ценю время, потраченное на наши занятия. Как я уже сказала, научиться петь могут все, нужно лишь старание и прилежание. Все мы разные. Кто-то быстрее схватывает, кому-то нужно больше времени, и это нормально. Если в процессе обучения человек почувствует, что это не его стезя, то он уйдет. Изначально в любительский хор было записано около 50 человек, но со временем осталось около 30, и все они заинтересованные, увлеченные люди.

    – Посоветуйте, как раскрыть свой певческий потенциал, куда обратиться?

    – Если есть свободное время и желание попробовать себя, то стоит прийти ко мне на прослушивание. Желающих петь в наши дни не так много, как кажется. Хор – это постоянная практика. Благодаря ей отбираются люди, которые в будущем будут петь на службах в храмах Симбирской епархии.

    – Вы репетируете перед богослужением? Как часто?

    – Без спевок (так называют на клиросе репетиции) выходить на службу нельзя. У нас они проходят два раза в неделю. Хор – это большой труд и дисциплина. Я считаю себя требовательным руководителем. Меня так учили, теперь так учу я. Считаю это правильным, но, к сожалению, не все выдерживают такую нагрузку.

    – Любительский хор постоянно пополняется новыми участниками?

    – Да, люди продолжают приходить, и это, безусловно, радует. Благодаря любительскому хору появились полноценные певчие, которые могут спеть службу самостоятельно. Это очень ценно. У людей без образования идет быстрый прогресс в обучении и интерес у них не гаснет. Они хотят учиться, открыты новым знаниям. Хорошие, одаренные певчие могут перейти из любительского хора в профессиональный. Такие случаи неоднократно случались в моей практике.

     

    Вот что рассказал о любительском хоре ключарь Воскресенско-Германовского храма протоиерей Илия Кузнецов:

    – Любительский хор дает возможность прихожанам активно участвовать в богослужениях. Все певчие-любители, безусловно, верующие, и для них занятия в хоре и возможность петь на службе – это большая радость. Бывает, что профессиональный хор, благодаря отточенным навыкам, иногда поет, скажем так, механически. Когда в храме поет хор из наших прихожан, на службе царит особая атмосфера. Молиться с этим хором теплее.

    Наши певчие очень быстро прогрессируют, принимая во внимание все замечания регента. Им очень повезло – Юлия Александровна умеет правильно замотивировать людей. Ее воспитанники не боятся показывать свои результаты. Часто бывает, что люди, которые учатся петь, не выходят за рамки спевок, а певчие нашего хора поют на службах. Это великолепно.

    Многих, кто пришел в любительский хор, объединяет желание подробно изучить состав службы, богослужебные тексты и книги, более осознанно молиться. Что еще дает певчим клирос? Слово участникам любительского хора.

     

    Елена Докторова:

    – В любительском хоре я состою с января 2021 года. Духовное пение и богослужебный устав меня заинтересовали с тех пор, когда я стала задумываться, что же происходит на службах в храме. Сначала пыталась заняться самообразованием, стояла на всенощном бдении и Божественной литургии с последованием служб, но когда пелись каноны и песнопения, которые не входят в неизменяемые тексты богослужений, совершенно терялась.

    В 2016 году я поступила на обучение на епархиальные курсы по направлению «Регент-Уставщик-Псаломщик». С 2018-го пела на клиросе сначала молебны, потом вседневные службы, а впоследствии и праздничные, в том числе и архиерейские. Когда увидела объявление в своем любимом Воскресенско-Германовском храме о наборе желающих в любительский хор, очень обрадовалась. С тех пор здесь и пою.

    В моей семье все поют и играют на разных музыкальных инструментах. Собираясь по праздникам, поем под гитару советские песни, песни военных лет. Когда сыновья были юными, мы пели студенческие песни. Любим слушать и классическую музыку.

    Занятия в хоре занимают довольно много времени. Это, в первую очередь, репетиции, а затем домашняя подготовка к службе – все произведения обязательно исполняю с инструментом дома, чтобы выучить свою партию. Самое ответственное – петь во время богослужения. Матушка Юлия – регент высокого уровня, поэтому с ней легко работать, но каждый раз перед службой я все равно волнуюсь. Муж приветствует мои занятия в хоре, зная, что они доставляют мне радость.

     

    Ирина Каткова:

    – Я занимаюсь в хоре со дня его основания. Люблю Воскресенско-Германовский храм, мы ходим сюда всей семьей. Поэтому появление любительского хора стало для меня большой радостью. Однажды я поняла, что у меня есть потребность заниматься вокалом профессионально. А еще неплохо было бы изучить богослужебный устав. Хочу научиться составлять службы, мне это интересно.

    Я начала заниматься церковным пением естественно, как бы само собой. Сначала приходишь в храм, открываешь для себя истину. Окунаешься в приходскую жизнь, знакомишься с Евангелием, читаешь домашнее правило, участвуешь в церковных таинствах. Замечаешь, как меняется твоя жизнь. Пение на клиросе – это не только молитва Богу, но и внутреннее состояние, с которым к Нему пришел. Певчий призван славить Господа.

    Каждая спевка, каждый поход в храм – это радость. Поэтому не считаешь, сколько времени уделил этим занятиям. Для меня клирос – это вторая семья. Близкие мое увлечение одобряют, так как понимают, что это важно для всех нас. В моей семье существует правило «сначала к Богу, потом все остальное». Занятия в хоре научили меня скромности, смирению и вниманию к ближнему.

    Однажды на исповеди я поделилась со священником, что с несением клиросного послушания стала с меньшим благоговением относиться к подготовке ко Причастию – меня это пугало, вызывало дискомфорт. На что батюшка ответил: «Чем ближе к алтарю, тем больше искушений! Нужно возгревать в себе любовь к Богу. Через молитву, участие в таинствах, чтение духовной литературы». Лично мне помогают беседы с детьми о православии, о нравственных ценностях и дела милосердия.

     

    Елена Моисеева:

    – В нашем храме замечательный профессиональный хор. С его подачи у прихожан и появился интерес к церковному пению. Нам представилась уникальная возможность – погрузиться в мир духовной музыки, стать грамотнее в музыкальном плане, даже не имея опыта и профильного образования. Но самое главное – поучаствовать в службе в роли певчего. Для прихожанина – это особенная радость. И пение для любительского хора – это уже не просто хобби, а часть жизни. Мы безмерно благодарны руководителю нашего хора – регенту Юлии Александровне за вклад в каждого из нас, за ее нелегкую работу, внимание и талант.

     

     

    Ольга Новопольцева:

    – Думаю, что желание петь в хоре у меня возникло в тот момент, когда я начала воцерковляться. Стоя на богослужениях, я восторгалась пением, но, честно говоря, не понимала ни слова. И видимо, Господь, зная мои мысли и намерения, вел меня к этому пониманию. Сначала в моей жизни появились православные курсы. Позже – молодежный любительский хор. С него и начались мои занятия церковным пением. В итоге попала в любительский хор Воскресенско-Германовского храма. Я рада возможности улучшить свои певческие навыки.

     

     

     

     

     

    Светлана Галкина:

    – До прихода к Юлии Александровне я училась петь в другом хоре, где на клирос меня не допускали. А она сразу же начала готовить нас к пению в храме. Это одновременно и большая радость, и огромная ответственность. Я не знала нот, обладала элементарными знаниями, но имела огромное желание. Практика пения помогает слушать других, развивает слух, естественные голосовые данные, расширяет диапазон голоса. А церковное пение помогает лучше понимать богослужение, с большим вниманием участвовать в нем. Я с удовольствием и интересом изучаю новые песнопения. Меня вдохновляет возможность непосредственно участвовать в богослужении, общение с близкими по духу людьми и причастность к прекрасному.

     

     

    Подготовила Екатерина Баринова
    № 13 (573) 13 июля 2022 г.