Покровитель обиженных

    За века существования Православия святыми становились люди самых разных профессий, уровня образования и социального статуса. Врачи становились апостолами, государственные чиновники – епископами, вельможи – монахами, блудницы и разбойники – преподобными. Сбылись слова Спасителя о том, что никого из приходящих к Нему Он не прогонит вон. Лишь бы человек стремился изменить свою жизнь по евангельским законам.

    Церковный календарь имеет достаточно много дней памяти, посвященных святым воинам. Так, 12 августа из их числа вспоминается удивительный святой – мученик и чудотворец Иоанн Воин.

    Хотя сохранилось не так много сведений о жизни святого, суть его христианского подвига Господь нам открыл. Рассказ о мученике находится в синаксаре Константинопольской Церкви. Как правило, синаксарь содержит рассказы о святых и объяснения празднуемых событий.

     

    Замыслы императора

    Мученик Иоанн служил в войске римского императора Юлиана Отступника (361-363 гг.) Краткий период правления Юлиана был известен возобновлением гонений на христиан, за что, собственно, он и получил свое прозвище. К тому времени уже состоялись заседания Первого Вселенского Собора, созванного при поддержке императора Константина Великого, и, фактически, христианство стало главным вероисповеданием Римской империи. Однако язычники составляли еще около половины населения государства. Опираясь на них, Юлиан захотел повернуть колесо истории вспять и возродить языческий культ в былом масштабе и блеске. Интересно, что император знал христианство изнутри. Он получил классическое и христианское образование – учился будущий правитель в Афинах вместе со святыми Василием Великим и Григорием Богословом, и даже был поставлен чтецом в церкви. Но его замыслам не суждено было сбыться – Юлиан погиб во время похода против персов.

     

    Тайный христианин

    Согласно житию, мученик Иоанн возглавлял отряд воинов, отправленный, в соответствии с новым направлением императорской политики, преследовать христиан. Являясь сам тайным христианином, святой изображал из себя ревностного гонителя, но под этой маской он пытался всячески облегчить участь единоверцев: кому-то помог избежать смерти, предупреждал об опасности, устраивал побеги арестованных, давал деньги. Кроме этого, святой заботился о больных и немощных, причем независимо от вероисповедания человека.

    Деятельность воина-христианина была раскрыта. Юлиан потребовал, чтобы святого под конвоем доставили в Константинополь. Стражники обращались с арестованным жестоко, как с государственным преступником. Когда святой Иоанн прибыл в столицу, император находился в том самом походе против персов. Мученика заключили в темницу, где тот претерпел множество скорбей.

     

    Две версии кончины

    После смерти Юлиана воцарился император-христианин, который освободил святого. Свое имущество воин пожертвовал на помощь больным и неимущим. Дожив до глубокой старости, он мирно скончался и был погребен на константинопольском кладбище, предназначавшемся для странников и нищих. Однако существует и другая версия, согласно которой еще в правление Юлиана Отступника святой Иоанн принял мученическую кончину в Малой Азии.

    Со временем место погребения мученика было забыто. Однажды он явился во сне одной благочестивой женщине и указал, где находится его могила. Мощи святого были обретены и положены в константинопольском храме апостола Иоанна Богослова, недалеко от собора святой Софии.

     

    Помощник в поисках

    Святой Иоанн особо почитается на Руси как покровитель воинов, защитник обижаемых и страдающих. Он известен и тем, что по его молитвам обличаются воры, находятся украденные и потерянные вещи. Эта «особенность» святого нашла отражение в тексте посвященной ему службы: «Лукавнующим зле невидимый гонитель, мучениче Христов, являешися и крадьбы, в тайне сущия, открываеши, приял бо еси власть от Бога полезная ко спасению всем содевати» (тропарь третьей песни канона святому на утрени).

     

    Особенности иконографии

    Интересно, что изображения мученика Иоанна Воина практически не известны в искусстве Византии. В основном иконография святого представлена русскими памятниками XVII-XIX веков, что свидетельствует о росте его почитания у нас в этот период. Основные черты облика мученика сохранялись неизменными. Он изображался как мужчина с впалыми щеками, с короткими, иногда волнистыми, русыми волосами и небольшой бородой. На иконе всегда присутствуют воинские атрибуты: одежда (плащ, доспехи), копье и меч.

    Древнейший известный в настоящее время образ мученика Иоанна Воина входил в состав росписи церкви Спаса Преображения на Нередице близ Великого Новгорода (XIV век). В 1941 году этот памятник архитектуры практически полностью уничтожили: он оказался на линии обороны и неоднократно подвергался немецкому артобстрелу. В 1956-1958 годах стены храма восстановили, однако значительная часть фрагментов росписей все же была утрачена.

     

    Иоанновские храмы

    В Русской Церкви воздвигались и продолжают воздвигаться храмы во имя мученика Иоанна Воина. В других православных странах такого ярко выраженного почитания не встречается.

    Приблизительно в 1625 году в Москве был построен храм во имя святого мученика. Он располагался на низком берегу реки, поэтому его заливало во время половодья. Храм пришел в запустение. Восстановить его повелел царь Петр I в честь победы в Полтавской битве, потому как он считал святого Иоанна покровителем русского воинства. В 1812 году храм был осквернен французами, затем вновь освящен. В советское время храм во имя мученика Иоанна Воина на Якиманке не закрывался.

    И в пределах Симбирской митрополии есть храмы, посвященные святому мученику Иоанну. В Симбирской епархии – на территории ФКУ ИК-9 города Ульяновска. В Барышской епархии – в Жадовском мужском монастыре поселка Самородки.

     

    Иерей Димитрий Трофимов

    № 15 (575) 10 августа 2022г.