Главная / Медиа / Газета "Православный Симбирск" / Преподобный Амвросий Оптинский об осуждении

    Преподобный Амвросий Оптинский об осуждении

    «”Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения” (Пс. 118, 165). Если же что-либо или кто-либо нас соблазняет или смущает, то явно показывается, что мы не вполне правильно относимся к закону заповедей Божиих, из которых главная – никого не судить и не осуждать. Всякий от своих дел прославится или постыдится на Страшном Суде Божием. Судить других нам и право не дано, да и весьма часто мы судим ошибочно и неправильно. Еще в Ветхом Завете предписано было внимать себе и своему спасению и исправлению собственной своей души. Об этом и следует нам более всего заботиться».

    «Нужно иметь внимание к своей внутренней жизни, так чтобы не замечать того, что делается вокруг тебя. Тогда осуждать не будешь».

    «А у них (сестер), может, есть такое тайное добро, которое выкупает все другие в них недостатки… и которого ты не видишь. В тебе же много способности к жертве, но Господь сказал: “Милости хочу, а не жертвы” (Мф. 9, 13). А милости-то у тебя и мало – почему и судишь всех без снисхождения; смотришь только на дурную сторону человека и не вглядываешься в хорошую, свои же жертвы видишь и превозносишься ими».

    «…Сам Господь говорит во Святом Евангелии: “Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди” (Мф. 19, 17). А из заповедей есть одна, которую мы легко нарушаем, забывая, что нарушение это обращает жизнь нашу в лицемерие. Заповедь эта – не судить и не осуждать, как Сам Господь говорит: “Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза…” (Мф. 7, 5)».

    «Некоторые греху осуждения подвергаются от привычки, иные от памятозлобия, другие от зависти и ненависти, а большей частью подвергаемся мы этому греху от самомнения и возношения. Несмотря на великую свою неисправимость и греховность, нам все-таки кажется, что мы лучше многих. Если желаем исправиться от греха осуждения, то должны всячески понуждать себя к смирению перед Богом и людьми и просить в этом помощи Божией».

    «Ревность у тебя не по разуму, оставь других! Иногда тебе кажется что-либо по наружности только, а душа каждого человека глубока, почему Господь двукратно запретил не только осуждать, но и судить».

    «Не входи в рассмотрение поступков людей, не суди, не говори: зачем так, для чего это? Лучше говори себе: а мне какое до них дело? Не мне за них отвечать на Страшном Суде Божием. Отвлекай всячески мысль свою от пересуд дел людских и молись с усердием ко Господу, чтобы Он Сам тебе помог в этом, потому что без помощи Божией мы ничего доброго не можем сделать. Как и Сам Господь сказал: “ибо без Меня не можете делать ничего” (Ин. 15, 5). Подозрительности берегись как огня, потому что враг рода человеческого тем и ловит людей в свою сеть, что все старается представить в извращенном виде – белое черным и черное белым, как поступил он с прародителями Адамом и Евой в раю».

    «Осуждать не нужно потому, что не знаешь чужой души. На себя больше смотри и, читая святые книги, к себе применяй и себя исправляй, а не других. А то будешь и много знать, да будешь, пожалуй, хуже других. Привел старец поразительный пример: “разбойник тридцать лет разбойничал и, покаявшись, вошел в рай. А апостол Иуда находился всегда при Господе Учителе и под конец предал Его”».

    «Заповедь Евангельскую имеем – не спешить судить, нездраво рассуждать и неправо осуждать».

    «На тебя нехорошо влияют резкие слова таких лиц, которые, по твоему мнению, говорить бы должны иначе. Святой Иоанн Лествичник пишет, что Господь промыслительно иногда оставляет и в духовных людях некоторые недостатки, чтобы через это приводить их к смирению».

     

    Газета “Православный Симбирск”

    № 16 (576) 24 августа 2022 г.