Главная / Газета «Православный Симбирск» 2022 год / Как выглядела первая церковь?

    Как выглядела первая церковь?

    Каждый верующий человек не мыслит своей жизни без церковной молитвы. Именно в храме у нас есть возможность соединиться со Христом, участвуя в таинстве Евхаристии. Именно в храме мы ярче всего переживаем таинственную встречу с Богом…

     

    Но задумывались ли мы когда-нибудь, как и когда появился первый храм? Где собирались для молитвы первые христиане? Почему каждая деталь внешнего и внутреннего устройства храма символична и какой смысл она призвана донести до нас? Сегодня, в рамках нашей новой рубрики «Азбука веры», мы предлагаем вам отправиться в небольшое историческое путешествие, посвященное устройству православного храма.

     

    По прямому указанию Бога

    О том, каким должен быть первый храм богоизбранного народа, людям рассказал Сам Господь. Пророк Моисей на горе Синай получил откровение о том, как обустроить особое место общения с Богом – походный храм-палатку – скинию. По повелению Божию, она представляла собой огороженный столбами и обтянутый тканью просторный двор, в котором стояли жертвенник и умывальник. В глубине двора находились два крытых помещения: святилище, в котором стоял золотой кадильный алтарь, семисвечник и стол с хлебами предложения, а также Святое Святых. Именно здесь хранилась главная святыня Израиля – Ковчег Завета, сделанный из дерева ситтим (акации), покрытый изнутри и снаружи чистым золотом. В Ковчеге находились скрижали Завета, на которых были начертаны десять заповедей, золотой сосуд с манной Небесной и расцветший жезл Ааронов. Святое Святых покрывалось льняными, шерстяными и кожаными завесами.

    Во время странствования израильтян по пустыне скиния всегда устанавливалась посередине стана. По окончании странствования евреев и строительства храма Соломонова, Ковчег Завета со всеми принадлежностями был перенесен в новосозданный храм.

    Для новозаветной Церкви скиния имела большое значение – ведь она была не изобретением человеческого разума, но откровением Божиим. По святоотеческому толкованию, скиния и ее принадлежности прообразовывали собой Церковь, Самого Спасителя Господа Иисуса Христа и Богородицу. Творец мира открывался человечеству в Ветхом Завете таинственно, а в Новом – уже явно, во Христе Иисусе.

     

    Вдали от уличного шума

    В течение десяти веков, до времени жизни Иисуса Христа, Иерусалимский храм был центром религиозной жизни для всего еврейского народа. Мы знаем, что Спаситель посещал Иерусалимский храм и молился в нем. Перед Своим Воскресением Христос совершил первую Божественную литургию – таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь в обычном жилом доме, в особой «горнице большой, устланной, готовой» (Мк. 14, 15; Лк. 22, 12). В ней прошла Тайная вечеря Господа Иисуса Христа с учениками: при этом Господь заповедал «творить сие», то есть совершать то же и так же, «в Его воспоминание». Так зародилась основа новозаветного христианского храма как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения и совершения таинств.

    Оставшись по Вознесении Господнем без Своего Божественного Учителя, ученики Христовы пребывали преимущественно в сионской горнице (см. Деян. 1, 13) вплоть до дня Пятидесятницы. Тогда в этой горнице во время молитвенного собрания они сподобились обещанного им Сошествия Святого Духа. Это великое событие стало началом устройства земной Христовой Церкви.

    Несмотря на то, что христиане продолжали почитать ветхозаветный иудейский храм, куда ходили для молитвы и проповеди Евангелия еще не уверовавшим иудеям, они начали дополнять храмовые богослужения особыми молитвами и таинствами, как и заповедовал Спаситель.

    По воскресным дням (в «День Господень») христиане собирались в домах верующих для совместной молитвы, чтения Священного Писания и совершали Евхаристию. Для этого в домах богатых христиан отводилась комната, наиболее удаленная от внешнего входа и уличного шума, называвшаяся у греков «икосом», а у римлян «экусом». Это продолговатая комната с колоннами, делившими ее на три части. Так возникли первые домашние церкви.

    Гонения на христиан со стороны иудеев полностью прервали связь апостолов и их учеников с ветхозаветным храмом, который был разрушен римлянами в 70 году н. э.

     

    Молитва в подземелье

    Преследовали верующих не только иудеи. Жестокие гонения, сменяющие одно другое, продолжались еще три века. Богослужебные собрания верных учеников Христа становились все более тайными. Помогали им в этом…катакомбы. Так назывались обширные подземелья в древнем Риме и в других городах Римской империи, служившие христианам убежищем от преследований, местом богослужений и погребений. По своему устройству катакомбы представляли собой сеть коридоров, замысловато переплетенных между собой. В них были устроены комнаты различной величины: кубикулы, крипты и капеллы. Кубикулы напоминали часовни: это были небольшие помещения с захоронениями в стенах. Крипта представляла собой церковь средней величины, предназначенная не только для погребения, но и для собраний и богослужений. Капелла с множеством могил в стенах и в алтарной части – это довольно просторная церковь, вмещавшая до 150 человек. На стенах и потолках всех этих сооружений до наших дней сохранились надписи, символические христианские изображения, фрески с изображениями Христа Спасителя, Матери Божией, святых, а также событий священной истории Ветхого и Нового Заветов. Ценность этих материальных свидетельств велика еще и потому, что наземных храмов этого периода не сохранилось: их безжалостно разрушили во времена гонений.

    Каким был типичный подземный храм? Прямоугольным продолговатым помещением, в восточной, а иногда в западной части которого делалась полукруглая ниша, она, в свою очередь, отделялась низкой решеткой от остальной части храма. В центре ниши помещалась гробница мученика, служившая престолом. Именно отсюда берет свое начало традиция полагать в новоосвященном храме святые мощи внутри престола и в антиминсе, без которого не может совершаться Божественная литургия.

    Архитектура древнейших катакомбных храмов предопределила развитие основных принципов дальнейшего строительства христианских храмов: она являет нам четкий, законченный образец «корабельного» типа церкви, разделенной на три части.

     

    Корабль, крест, круг

    Привычные нам храмы стали появляться только в IV веке, после объявления императором Константином Великим свободы вероисповедания.

    Поначалу они имели форму базилики – продолговатого четырехугольного помещения с небольшим выступом при входе и закруглением на противоположной стороне. В те времена базилика считалась наиболее совершенным видом архитектурного искусства. Естественно, что и христиане для своих храмов выбрали именно эту архитектурную форму. Когда столица Римской империи была перенесена из Рима в Константинополь, появился новый архитектурный стиль в христианском храмостроительстве – византийский. Церкви начали строить в форме креста, круга, восьмиконечной звезды или прямоугольника. Эти архитектурные метафоры в разных странах и в разные эпохи приобретали свои особенности и характерные черты, но неизменно несли идею соответствия церковному вероучению.

    Храмы, построенные в виде креста, обращают внимание верующих на то, что Крест Христов – основа Церкви и ковчег спасения для людей. Круглые храмы свидетельствуют о вечности Церкви и Царства Небесного, потому как круг не имеет ни начала, ни конца. Храмы в виде восьмиугольной звезды знаменуют собой и Вифлеемскую звезду, и Церковь как путеводную звезду ко спасению в жизни будущего, восьмого, века (период земной истории человечества исчислялся семью веками, а восьмой – это вечность в Царстве Божием). Корабельные храмы в виде прямоугольника, часто близкого к квадрату, с выдвинутым на восток закругленным выступом, выражают идею, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих и ведет их к Царствию Божию.

    № 18 (578) 28 сентября 2022 г.