У каждого верующего есть свой небесный покровитель. Церковь призывает ежедневно молиться святому, имя которого человек носит. Недаром в утреннем правиле помещена специальная молитва (она начинается со слов «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий…).
Праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «мы обращаемся к святым с просьбой помолиться за нас перед Богом, но более всего мы должны обращаться к тому святому, имя которого мы носим. Он любит нас и всегда спешит на помощь в наших нуждах, потому мы называем его нашим молитвенником».
Однако важно не только просить помощи у своего святого, но и стремиться подражать его жизни. 8 октября Святая Церковь молитвенно прославляет память преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Сегодня протоиерей Сергий Аристов и Сергей Николаев рассказали читателям «ПС» о том, чему они учатся у своего небесного покровителя.
Протоиерей Сергий Аристов, настоятель храма во имя преподобного Серафима Саровского р.п. Кузоватово:
– Я очень уважаю своего святого – преподобного Сергия Радонежского – за его глубочайшее смирение. Он никогда не гнушался даже самой тяжелой работы. Праведник сам рубил дрова, толок и молол зерно, шил одежду и обувь, носил воду, готовил еду, пек хлеб.
Я часто вспоминаю житие Преподобного. Меня очень трогает история о том, как святой Сергий срубил избу одному человеку, взяв в качестве платы за труд лишь несколько кусков плесневелого хлеба.
Смирение праведника проявлялось еще и в том, что он всегда носил ветхую одежду. Однажды некий крестьянин захотел увидеть преподобного Сергия. Он пришел в обитель и стал спрашивать, где найти святого. Насельники сказали, что он в огороде. Когда крестьянин увидел человека, копающего землю в заплатанной одежде, то подумал, что монахи над ним посмеялись, ведь он ожидал увидеть угодника Божия в большой славе и чести.
Я ценю своего святого еще и за то, что он не стремился к почестям, никогда не искал их. Преподобному Сергию было предложено стать архиереем, но по своему смирению он отказался от высокого сана. Как мы знаем, это не сказалось на почитании праведника и не уменьшило народной любви к нему. Множество людей молитвенно обращаются к Радонежскому святому уже много веков.
Преподобный немало потрудился во славу единства Русской земли. Он не раз убеждал князей прекратить кровопролитные междоусобицы и помогал им услышать друг друга. В канун Куликовского сражения святой Сергий благословил благоверного князя Димитрия Донского и все русское воинство на битву с полчищами Мамая. Угодник Божий отправил на поле сражения двух монахов – Александра Пересвета и Андрея Ослябю.
Мне хочется подражать своему святому в безропотном перенесении скорбей. Когда будущий подвижник со своим старшим братом Стефаном удалились от мира, то брат не смог вынести тягот отшельнической жизни. Праведник же перенес все испытания и трудности, надеясь на Божию милость. В Евангелии сказано: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24, 13), и святой спас не только себя, но и людей вокруг. До сих пор верующие обращаются к преподобному Сергию за духовным утешением и по его молитвам ко Господу обретают спасение своей грешной души.
Сергей Николаев, руководитель епархиального отдела по делам молодежи:
– Святые являются не только нашими небесными заступниками, но и учителями. Жития угодников Божиих служат нам своего рода духовным компасом – по ним можно сверять нашу жизнь. Подвижники веры всегда имели в мыслях образ Спасителя, действовали так, как полагается действовать христианину в тех или иных обстоятельствах. Безусловно, житие святого – это очень высокая планка, но подражать небесному покровителю хотя бы в чем-то вполне возможно каждому.
Отдельного разговора заслуживает житие преподобного Сергия, игумена Радонежского, чудотворца. Святой не оставил каких-то больших литературных трудов, которые мы бы могли использовать в качестве поучений. Однако сама его жизнь является для нас примером – это тот самый случай, когда дела значат намного больше, чем самые правильные и красивые слова.
Первый урок, который мы можем вынести, касается почитания родителей. «Прежде, чем прийти ко мне, поклонитесь родителем моим», – еще при жизни завещал Преподобный паломникам, желавшим получить у него утешение. Варфоломей (так звали святого до монашеского пострига) хотя и желал отшельнической жизни, не покидал отчий дом, пока необходимо было заботиться о родителях – благочестивых Кирилле и Марии. Праведники тоже прославлены в лике святых, а их мощи покоятся в Хотьковском Покровском монастыре.
Второй урок – о смирении и обращении к Богу во всех трудных обстоятельствах. Особенно в те моменты, когда заканчиваются собственные силы, да и нет на них никакой надежды. Отроку Варфоломею не давалась грамота, из-за чего над ним смеялись сверстники. Он очень скорбел и молился Господу. Молитва отрока была услышана. В житии Преподобного сказано, что после встречи со «старцем черноризцем, саном пресвитера», который дал ему просфору, Варфоломей постиг грамоту и Священное Писание. Впоследствии юноша стал не просто основателем монастыря, а игуменом земли Русской. Множество учеников преподобного Сергия занимались распространением православной веры в нашей стране.
Для меня немаловажным моментом жития Преподобного является описание ухода его брата Стефана, не выдержавшего суровых условий уединенной иноческой жизни в лесах. Преподобный не осудил и не укорил его. Это яркий пример того, как мы должны покрывать любовью немощи ближнего.
Еще один урок – это образ жизни преподобного Сергия Радонежского. Он сам выполнял многие работы в монастыре: строил кельи, таскал бревна и воду, молол ручными жерновами зерно, пек хлеб, варил пищу, кроил и шил одежду. Был первым и на службе, и в работе, подавая пример собравшейся братии.
Кстати, о братии. Святой желал уединенной жизни, которой ему пришлось поступиться ради людей, пожелавших спасаться рядом с ним. Что это, как не настоящий пример самопожертвования?
Со временем в растущей обители возникла необходимость в управляющем – игумене. В житии святого сказано, что «не было другого лица, более достойного занять такое место, кроме основателя сей обители, но преподобный Сергий страшился игуменства: не начальником, а последним иноком желал он быть в монастыре, основанном его трудами». Получив благословение правящего архиерея возглавить обитель, Преподобный нисколько не переменил своего образа жизни и продолжал выполнять тяжелую работу: «ежедневно совершал он Божественную литургию, всегда сам приготовлял просфоры; молол для них собственноручно пшеницу и исполнял всякие другие работы. Особенно любимым трудом преподобного было выпекание просфор, до сего дела никого другого он не допускал, хотя многие из братии и желали бы взять на себя сей труд. Первым он приходил в церковь, где стоял прямо, никогда не позволял себе ни прислониться к стене, ни сесть; последним уходил из храма Божия».
Обратившись к житию святого Сергия, можно найти ответ на вопрос о том, благословляет ли Церковь бойцов на военные действия. Когда к игумену Троице-Сергиевой лавры за молитвенной поддержкой пришел благоверный князь Димитрий Донской, Преподобный благословил князя и всю его свиту, и предсказал победу русского воинства. На поле боя он отправил и двух иноков. Этот пример показывает нам, что Церковь выступает против захватнической войны, но благословляет воинов на оборону своих земель, поскольку речь идет о защите Родины, семьи, чести предков.
Для меня образ преподобного Сергия Радонежского – это образ цельного человека, достигшего святости. Он четко осознавал, что выбранный путь принесет много испытаний и сложностей, однако твердо ему следовал, не давая себе поблажек, более того, вдохновляя других своим примером.
Горячая вера в Бога, жизнь по Евангелию, мужественность, стойкость, труд и благоговение – это то, чему учит нас пример великого игумена земли Русской. Это то, чему изо всех сил стараюсь учиться у Преподобного и я.
№ 18 (578) 28 сентября 2022 г.