«Через месяц исполнится год с того момента, как я стал священником. Многое в моей жизни поменялось с тех пор, но думаю, это только начало».
Верующие люди прекрасно понимают, что жизнь священника далеко не безоблачна, однако многие испытания и трудности все же сокрыты от глаз прихожан. О своем пути к Богу и священству, а также буднях сельского пастыря – история иерея Андрея Корунова.
«Мое “самостоятельное” плавание в пастырском деле началось в конце марта. Владыка Лонгин благословил меня быть настоятелем двух храмов в Цильнинском районе – в честь Казанской иконы Божией Матери села Кайсарово и во имя святых бессребреников Космы и Дамиана Асийских в селе Малое Нагаткино. В июне добавился еще один – Христорождественский храм в Русской Цильне.
Три прихода
Познакомившись с жизнью приходов, я стал молиться о том, чтобы Господь дал мне сил восстановить храмы. Просил Его сделать меня добрым пастырем для своих прихожан. В каждом храме своя ситуация. В Кайсарово, слава Богу, церковь в хорошем состоянии.
В Малом Нагаткино – в плачевном. Силами жителей села мы не в состоянии отремонтировать его. Нужно обновить фасад храма, починить кровлю – она протекает, найти обогреватели, чтобы богослужебная жизнь не прекращалась в холодное время года. Дел, конечно же, много, но мы не унываем! С Божией помощью, постепенно справляемся с трудностями, ищем помощников, благотворителей. Уже сделали ремонт в алтаре, покрасили иконостас и заменили на нем иконы, оклеили стены и потолок.
Прихожане чувствуют потребность в богослужении, – это главное. Говорят, что зимой в любом случае будут приходить на службу.
В Христорождественском храме нет света и отопления. Там тоже требуются обогреватели или печи, а также генератор, от которого будет работать паникадило и чайник (нагревать воду для литургии). Сейчас занимаемся установкой иконостаса. Русская Цильна – уникальное село. Это родина Николая Александровича Мотовилова, собеседника преподобного Серафима Саровского и его первого биографа. Храм здесь был построен в 1889 году. В советское время его здание использовалось как дом культуры. Мы убрали сцену, повесили новые иконы, смастерили аналои, покрасили фасад.
Во всех трудах мне помогают два алтарника из Кайсарово – Иоанн и Петр. Несмотря на то, что у них много своих забот и проблем, большие семьи, они всегда находят время для помощи. Когда стремишься все делать во славу Господа и для пользы ближних, Он устраивает дела лучшим образом!
Я стараюсь на неделе служить в каждом храме. В Кайсарово большой приход, поэтому там обязательно совершаются Божественная литургия в воскресенье и всенощное бдение накануне, а также богослужения во все двунадесятые и великие праздники. В Малом Нагаткино служу по субботам. Случается, что в один день служу в трех храмах. В одном – литургию, а в двух других – обедницу, причащая прихожан запасными Дарами. Служить литургию несколько раз в день священник не имеет права.
Трудности перевода и радости жизни
По национальности я русский. Приехав в Кайсарово, увидел, что почти все прихожане – чуваши. Многие говорят только на родном языке. Так мне пришлось учить чувашский. Вначале было очень трудно принимать исповедь. С изучением и пониманием языка мне очень помогает староста храма.
Среди постоянных прихожан в Казанском храме есть и благочестивые цыгане. Двух из них – 12 и 22 лет – я позвал помогать в алтаре. Есть среди цыган те, кто не понимает русского – пришлось выучить несколько слов и на их родном языке.
Несмотря на эти трудности, мне все равно больше нравится служить в селе, чем в городе. Сельский приход обязывает священника держать в руках не только кадило, но и молоток. Всегда нужно что-то строить, ремонтировать, красить. Деревенская простота и образ жизни, неразрывно связанный с физическим трудом, мне по душе. Люди у нас очень открытые. Здесь “не простят” равнодушия или лукавства. Ты всегда на виду и очень четко понимаешь: священник должен быть любящим, должен жить своим приходом и радеть за каждого прихожанина. Будешь искренним – жизнь прихода будет складываться должным образом.
Зерно веры
В моей памяти сохранился образ верующей бабушки. Она постоянно молилась, читала Библию. Когда спустя годы мне в руки попал ее Новый Завет, я обнаружил в нем много заметок и конспектов – она подробно изучала Священное Писание.
Бабушка водила меня по воскресеньям в Богородице-Неопалимовский храм. Мы добирались туда на трамвае из Железнодорожного района. Мне запомнился запах ладана, восковых свечей и чудесное пение, которое грело душу. Из-за маленького роста я часто не видел, что происходит во время богослужения, но чувствовал радость от посещения храма. Это чувство идет со мной по жизни. Я думаю, что зерно веры было посеяно в детстве именно бабушкой. Позднее мою веру укрепило общение с тренером. 20 лет я профессионально занимался спортом – тхэквондо. Каждый раз перед соревнованием наш тренер, Терехина Н.В., водила воспитанников в храм. Приезжая в другие города, мы всей командой заходили в церковь, ставили свечи, молились, как умели. И помимо физического укрепления, мы укреплялись и духовно. Уже тогда, будучи подростком, я понял: без духовной поддержки нельзя не только побеждать, но и жить. Благодаря тренеру я приобрел привычку заходить в храм и просить у Бога благословения. Позже, когда сам стал тренировать детей, перед ответственным испытанием тоже приводил ребят в храм.
Иной путь
Родители хотели видеть меня успешным человеком и настояли на том, чтобы я поступил в высшее учебное заведение и получил престижную профессию. Я не пошел в физкультурно-спортивный техникум (хотя очень хотел), а поступил в УлГТУ на специальность «менеджмент организации». После окончания университета работал по специальности и одновременно занимался тренерским делом. Были мысли поступить в педагогический вуз, чтобы стать профессиональным тренером и совершенствовать свои навыки – мне это нравилось. Но Господь готовил для меня другой путь. Я работал менеджером по продажам в нескольких организациях, но этот труд мне был не по душе. А к чему лежит душа, я не понимал.
Когда я женился и у нас появились дети, мы с женой стали чаще ходить в храм. Ведь когда создается семья – есть о чем молиться Богу. Я стал постоянным прихожанином Богоявленского храма в Арском. Со временем получил благословение выполнять послушания в храме и прислуживать в алтаре. Тогда я и задумался о поступлении в семинарию.
До меня священников в нашей семье не было. Возможно поэтому мое решение было принято, мягко говоря, негативно. Поддержала меня только супруга. Вместе с ней мы учились на епархиальных курсах, после окончания которых мое желание стать священником еще больше окрепло. Родственники были удивлены тому, что я променял руководящую должность и высокий материальный доход на Церковь. Их нельзя за это винить. Они говорили так от незнания, ведь путь к Богу у каждого свой. Но как известно, вода камень точит – они постепенно привыкают к моему новому поприщу. Более того, даже помогают по мере сил. Ничуть не жалею, что стал священником. Вижу, что Господь постепенно вкладывал в меня все, что хотел. Я рад каждому событию в жизни. Благодарен спорту за физическую силу, которая необходима мне для сегодняшних трудов, а квалификация менеджера помогает управлять приходами. Все в моей жизни было неслучайно.
Я прошу у читателей “Православного Симбирска” молитв, чтобы Господь дал мне сил и здоровья завершить начатое благое дело! Меня не оставляет мысль о жизни вечной. Ведь Отец Небесный будет судить всех нас, поэтому нужно во временной жизни сделать больше добрых дел, чтобы унаследовать Царствие Божие, уготованное нам от создания мира. Слава Богу за все!»
Дорогие читатели! Если вы захотите помочь сельским приходам отца Андрея, вы можете связаться с ним по телефону: 8-987-634-16-26.
Записала Екатерина Баринова
№ 19 (579) 12 октября 2022 г.