Главная / Газета «Православный Симбирск» 2022 год / Вестники будущего воскресения

    Вестники будущего воскресения

    Воскресение Господа нашего Иисуса Христа – это то основание, на котором зиждется христианская вера и проповедь.

    Ученики Христовы отправились в различные уголки мира с вестью о страданиях, смерти и воскресении Бога ради спасения людей. Апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, писал: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают; ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес» (1 Кор. 15, 14-16). Воскресение Спасителя, Его победа над смертью – это залог нашего будущего воскресения.

     

    Учение о воскресении

    В V веке в Византийской империи, где были живы идеи языческой философии, существовало заметное движение, отвергавшее веру в воскресение мертвых. Как известно, античные греки не принимали учение о телесном воскресении, считая его бесчеловечным, ведь тело – это «темница души». Так зачем же после того, как человек наконец-то освободился, снова помещать его туда? В книге Деяний святых апостолов мы видим характерную реакцию членов афинского ареопага на проповедь апостола Павла: «услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время. Итак, Павел вышел из среды их» (Деян. 17, 32-33).

    Вера во всеобщее воскресение также столетиями вызывала много вопросов у рационалистов всех мастей, стремящихся рассуждать только в границах видимого материального мира и отвергающих «идею Бога», как ненужную.

    Желая укрепить сомневающихся в возможности воскресения, Господь совершил удивительное чудо, рассказ о котором вошел в жития святых, – это история о семи отроках Ефесских.

     

    Страшное гонение

    В 250 году римский император Декий, при котором вспыхнуло одно из самых страшных гонений на христиан, отправился на Восток. Во время остановки в городе Ефесе он велел всем гражданам публично принести жертвы языческим богам. Отказавшихся исполнять приказ следовало арестовать, предавать пыткам и смерти. Некоторые подчинялись, другие принимали увечья и смерть. Тогда пострадало много христиан.

    Сын префекта Ефеса Максимилиан и шесть других юношей из уважаемых семей – Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Константин и Антоний служили в войске и были христианами. Язычники донесли Декию на них. Юношей привели к императору, перед которым они исповедали себя христианами и отказались приносить языческие жертвы. Такой ответ сильно разгневал Декия – с юношей были сняты знаки воинского отличия, однако гонитель все-таки дал им время на изменение решения.

     

    Глубокий промысл Божий

    Не желая предавать Христа, семь юношей удалились в пещеру на горе Охлон близ города, чтобы там постом и молитвой укрепить свой дух и подготовиться к мученичеству. Иамвлих, младший из них, периодически уходил в город за едой для всех товарищей.

    Когда после военного похода Декий вернулся в Ефес, он приказал привести к нему знатных юношей. Однако, узнав об этом, они усилили молитву, а вечером всех семерых после скудного ужина охватил сон. Все это произошло по глубокому промыслу Божию.

    Тем временем, императору указали место, где находились юноши, и он приказал замуровать их в пещере заживо. Вход был заложен камнями, однако, христиане вложили в кладку ящик с именами семи юношей и описанием их мученического подвига. Шло время, и место, где почивали святые, было забыто.

     

    Чудо Божие

    Примерно через 200 лет, при императоре Феодосии Младшем (408–450), стало распространяться учение, отрицавшее воскресение мертвых. Тогда-то Господь и явил чудо.

    Землей, на которой находилась пещера с семью мучениками, владел некий Адаций, решивший построить загон для скота. Вход в пещеру был разобран, когда добывали камни для строительства. В этот момент юноши ожили, будто бы уснули вчера. Как и раньше, Иамвлих отправился в город за хлебом для товарищей. Юноши думали, что скоро их ждет суд Декия и мученичество.

    Облик Ефеса за двести лет сильно изменился. Иамвлих не мог узнать прежних домов, улиц, людей. Еще больше он не мог понять, почему на всех воротах в городе изображен Крест Христов, ведь еще вчера за него христиан убивали. Отрок не знал, что языческая империя еще век назад стала христианской.

     

    Удивительный рассказ

    На городском рынке Иамвлих попытался расплатиться, но древняя монета вызвала подозрения: на ней было изображение давно умершего императора. Торговцы подумали, что юноша нашел клад, и требовали, чтобы он показал им, где находится сокровище. В это время мимо шел проконсул, внимание которого привлекло волнение народа.

    Проконсул сам стал расспрашивать Иамвлиха. Юноша отвечал, что никакого клада он не находил, а монеты достались ему от родителей. Однако никто уже не помнил его родителей. И хотя, к своему удивлению и радости, Иамвлих узнал, что император Декий давно мертв, никто из окружающих не верил его рассказу. Юноша сообщил, что в пещере, где он скрывался от гонений Декия, находятся еще шесть юношей. Все, включая архиерея и проконсула, отправились к пещере. Там была обнаружена история о мученической кончине этих молодых людей и их имена.

     

    Ожидая всеобщее воскресение

    Императору Феодосию Младшему было отправлено письмо о чудесно воскресших юношах, умерших много лет назад. Он успел приехать и побеседовать с ними. После этого семь благочестивых юношей вновь уснули смертным сном. Теперь они пробудятся во время Второго Пришествия Господня. Император приказал изготовить семь золотых саркофагов для торжественных похорон, но святые явились ему ночью и попросили оставить их тела в пещере в ожидании всеобщего воскресения.

    Пещера, в которой почивали отроки, стала известным местом паломничества, а почитание спящих юношей распространилось во всем христианском мире.

    Память семи Ефесских отроков Православная Церковь совершает 4 ноября.

    Иерей Димитрий Трофимов

    № 20 (580) 26 октября 2022 г.