В этом номере мы продолжаем разговор о религиозных и религиозно-политических группах иудейского общества в евангельские времена. Напомним, что в то время существовало три главных течения: фарисеи, саддукеи, ессеи. Помимо них были и другие группы: иродиане, зилоты, простой народ. Названия большинства из перечисленных течений встречаются в Евангелии.
Герои сегодняшней статьи – иродиане. Это движение упоминается в Новом Завете. Кем же были иродиане? Чтобы ответить на этот вопрос, ученые выдвигали различные гипотезы.
Наиболее распространенная из них видит в иродианах группу влиятельных иудеев, поддерживавших правление династии Иродов, а значит и римлян, захвативших территорию Палестины ко времени пришествия в мир Господа Иисуса Христа. Иродиане явно были в меньшинстве, потому что большинство иудеев враждебно относилось и к правителям династии Иродов, и к римлянам.
Основателем этой династии стал Ирод Великий. В 40 году до нашей эры римский сенат назначил его иудейским царем. Фактическую власть Ирод получил, когда силой захватил Иерусалим в 37 году до нашей эры и убил последнего правителя из священнической династии Хасмонеев Антигона II. Правитель пытался получить поддержку народа масштабным строительством: он инициировал перестройку Иерусалимского Храма, а также строительство некоторых крупных городов и крепостей-убежищ. Однако в этом он показал себя приверженцем языческой античной культуры, чем еще больше оттолкнул консервативные круги иудеев. После его смерти, приблизительно в 4 году до нашей эры, император Октавиан Август разделил царство Ирода между его сыновьями. Иудея, а также Идумея и Самария отошли Архелаю (он правил до 6 года нашей эры), который получил титул этнарха (титул правителя провинции в Древней Греции и Древнем Риме. Власть этнарха распространялась прежде всего на этническую или религиозную группу – прим. ред). Ирод Антипа получил титул тетрарха (правителя четвертой части большого царства – прим. ред.) и управлял Галилеей и Переей. Он правил с 4 года до нашей эры по 39 год нашей эры. Филипп стал тетрархом Итуреи и Трахонитской области (северо-восток Палестины) и правил с 4 года до нашей эры по 34 год нашей эры. Другой сын Ирода Великого – еще один Филипп – остался не у дел и жил в поместье на берегу Средиземного моря. Династия наследовала дурные качества своего основателя – жестокость и безнравственность.
Некоторые исследователи предполагают, что иродиане ждали появления Мессии именно из династии Иродов и поэтому боролись за ее укрепление. Возможно, именно этим было продиктовано их неприятие Иисуса Христа.
В Евангелии мы встречаем несколько эпизодов, где иродиане представлены врагами Христа. Действие первого происходит в Галилее, когда Господь исцелил в синагоге в субботний день «человека, имевшего иссохшую руку» (см. Мк. 3, 1-6). Обращаясь к присутствующим, Христос спросил: «должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить?» Но они молчали. Тогда Спаситель, «воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая». После этого «фарисеи, выйдя, немедленно составили с иродианами совещание против Него, как бы погубить Его».
Действие второго рассказа разворачивается в Иерусалиме (см. Мф. 22, 16-22), где иродиане вместе с фарисеями пытались уловить Иисуса Христа вопросом: «Законно ли платить подать кесарю?» Если бы Спаситель ответил «нет», то оказался в оппозиции к римской власти, а если бы ответил «да», то соотечественники посчитали Его пособником ненавистных язычников-римлян. Оба варианты были опасны. Господь же, показав монету, сказал, что нужно отдавать кесарю кесарево, а Богу – Божие. В то время в Палестине в обороте были священная храмовая монета и римские монеты с изображением императора. Последние в Иерусалимский Храм вносить было нельзя. Разговор происходил в ограде церкви, поэтому у вопрошающих римских монет не должно было быть. Но они дали Христу динарий, чем показали свое лицемерие.
Иерей Димитрий Трофимов
№ 20 (580) 26 октября 2022 г.