Под кровом Всевышнего

    Псалтирь оказывает на душу молящегося очень сильное воздействие. «Псалом —тишина души, раздаятель мира. Он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность. Псалом — убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов», — наставляет нас святитель Василий Великий. В своих письмах духовным чадам другой святитель — Феофан Затворник — часто писал о том, что нужно заучивать псалмы, которые «понятны и ближе к сердцу», и читать их во время работы, в пути, размышляя о смысле.

    Сегодня мы поговорим о псалме, который оказался близок сердцу верующих воцерковленных людей и известен всем, кто хотя бы в малой степени интересуется церковной жизнью. Яркие поэтические образы, непреложная уверенность псалмопевца в защите всемогущего Бога сделали текст любимым и узнаваемым. Речь о 90-м псалме, который принято называть по первым словам первой строки — «Живый в помощи». Предположительно, он был написан библейским царем Давидом в благодарность за милосердие Божие после чудесного избавления израильского народа от моровой язвы. С древних времен он считается молитвой воинов, — молитвой, которая способна сохранить на поле брани и в любых опасных для жизни ситуациях.

     

    Трехчастный диалог

    Текст псалма пронизан восхвалением Бога и упованием на Него. Первая строка говорит о том, что живущий под законом, под кровом Божиим находится под Его защитой. Автор псалма уверен: Господь охранит такого человека от различных опасностей. От стрелы, «летящия во дни» — от физической опасности. От «страха нощнаго» — от страха и уныния. «От беса полуденнаго» — лени, блудных помыслов, духовного расслабления. Аспид и василиск, на которых верующий сможет «наступить», — это ядовитые змеи, упоминание которых воспринималось в ветхозаветной традиции как указание на нечистую силу. Завершается псалом обещанием спасения людям, которые верны Богу: «Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго, долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое». Также концовку можно рассматривать как пророчество о пришествии Христа. Святитель Афанасий Великий говорит, что под спасением в конце псалма понимается «Сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним». В отличие от других псалмов, 90-й имеет сложное построение. Условно в нем можно выделить три части: 1-2, 3-13 и 14-16-й стихи. Главная особенность построения текста — это диалог — быстрая перемена лиц, выражающих свои мысли и чувства.

     

    Помощь воинам

    Пронзительная сцена, связанная с разбираемым псалмом, есть в известном романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго». Главный герой произведения находит на теле убитых во время боя красноармейца и белогвардейца, поднявших оружие друг против друга, текст с 90-м псалмом. На шее убитого «красного» партизана — ладанку с бумажкой, на которой цитаты из 90-го псалма были записаны искаженно, «на слух». На шее юноши-белогвардейца — золотой футлярчик на цепочке со сложенной бумажкой с текстом псалма «в печатном виде и во всей своей славянской подлинности».

    А сколько примеров из Великой Отечественной войны мы знаем, когда матери, сестры, жены зашивали воинам в ладанки собственноручно написанный текст псалма, веря, что эта святая молитва обережет и спасет их любимых людей от любых напастей и бед? Позднее эта традиция перешла и в мирную жизнь – вспомните пояса с молитвой, которые вы наверняка видели в церковных лавках. Нельзя забывать главного — спасает не текст, который мы носим на теле, спасает обращение к Богу и упование на Его благой Промысл. Это и приближает нас к Нему, приводит под Его защиту. Если воспринимать текст псалма как оберег, а о Боге и не помышлять, — никакой текст не будет иметь силы. Хранит, защищает и творит чудеса только Господь.

     

    В составе служб

    За богослужением 90-й псалом употребляется во время чтения шестого часа, который обычно предваряет начало Божественной литургии, во время великого повечерия, панихиды, отпевания, а также в составе двенадцатой кафизмы, прочитываемой один раз в неделю. Стоит сказать и о том, что в состав шестого часа псалом попал неслучайно. Шестой час посвящен воспоминанию распятия Господа Иисуса Христа. Словно Сам Господь Иисус Христос, словами Своего предка по плоти, обращается к Богу Отцу, веря, что Его умирающая человеческая природа будет спасена и обновлена Воскресением! Конечно же, и мы, по мере своих сил, призваны уподобляться Спасителю.

    Иерей Никита Рыбаков