Главная / Главная Новость / Митрополиты Лонгин и Серафим совершили заупокойную литургию по композитору А.А. Архангельскому

    Митрополиты Лонгин и Серафим совершили заупокойную литургию по композитору А.А. Архангельскому

    16 ноября, в день памяти святых мучеников епископа Акепсима, пресвитера Иосифа и диакона Аифала, в 99-ю годовщину со дня кончины известного русского хорового дирижера и духовного композитора Александра Андреевича Архангельского, Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин и Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершили заупокойную литургию в Спасском кафедральном соборе г. Пензы.

    В этот день Архипастырям сослужило духовенство Пензенской митрополии.

    За богослужением были исполнены произведения Архангельского А.А. в исполнении смешанного хора Спасо-Вознесенского кафедрального собора г. Ульяновска, архиерейского хора Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира и архиерейского хора Спасского кафедрального собора г. Пензы.

    Весь репертуар был составлен из двух литургических циклов: Заупокойной литургии (1891 г.) и «Литургии в духе древних напевов Русской православной церкви» (1895 г.).

    Песнопения за богослужением исполнили Смешанный хор Спасо-Вознесенского кафедрального собора г. Ульяновска, Архиерейский хор Спасского собора г. Пензы и Архиерейский хор Свято-Успенского кафедрального собора г. Владимира.

    По окончании Литургии была совершена лития по Александру Андреевичу Архангельскому.

    После окончания заупокойного богослужения Митрополит Лонгин обратился к собравшимся в этот день на молитву:

    – Александр Архангельский – человек, после которого осталось огромное церковно-музыкальное наследие, множество произведений для богослужения написаны им и всегда исполнялись и исполняются в наших храмах. И в советские годы люди Церкви старались сохранять русскую культуру – ту значительную ее часть, которая состоит из церковного пения.

    Владыка Лонгин напомнил, что в 70-80 годы на западе нашу Церковь называли «молчащей Церковью», потому что знали, что священнослужители не могли сказать, что думали – ни в отношении того, что происходит внутри Церкви, ни в отношении внешней жизни. В то же время власть всячески поощряла некую внешнюю деятельность Церкви и очень часто в СССР приезжали разного рода делегации, чтобы посмотреть и убедиться, как все хорошо и замечательно в Советском союзе с религиозной жизнью. Однажды после торжественного Патриаршего богослужения в Елоховском соборе, возглавлявший одну из таких делегаций человек сказал: «Церковь, которая так поет, не может быть названа молчащей».

    – В то время русская духовная музыка проповедовала и говорила сама за себя, говорила о вере и о Боге больше, чем могли в то время сказать священнослужители и самые замечательные проповедники, – подчеркнул Глава Симбирской митрополии. – Сегодня мы с вами совершили Божественную литургию, на которой звучала музыка Александра Андреевича Архангельского в исполнении замечательных хоров. Хотелось бы от всей души поблагодарить их за замечательное пение, за любовь к музыке и за то, что они продолжают дело сохранения классической русской церковно-певческой культуры. Церковное пение – это лучшее и высшее из того, что было создано творческим гением нашего народа. И творчество Александра Андреевича Архангельского здесь занимает одно из самых главных мест. Я сердечно благодарю владыку Серафима за идею проведения этого хорового фестиваля и за возможность участвовать в этом событии!

    После этого собравшихся приветствовал Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим:

    – Я надеюсь, что сегодня мы заложили добрую традицию – в день памяти Александра Андреевича Архангельского собираться здесь, в возрожденном кафедральном соборе Пензы, где он был одним из самых ярких регентов. От лица прихожан, которые в этот будний день пришли почтить память Александра Андреевича, от духовенства и от себя лично благодарю всех за участие в этом торжестве и особенно гостей – Владыку Лонгина, хоры Спасо-Вознесенского кафедрального собора Ульяновска и Свято-Успенского кафедрального собора Владимира.

    ***

    Александр Андреевич Архангельский (11 (23) октября 1846, село Старое Тезиково Наровчатского уезда Пензенской губернии – 16 ноября 1924, Прага) первоначальное музыкальное образование получил в Пензе и, будучи еще в семинарии, он с 16-летнего возраста до окончания курса управлял местным архиерейским хором. В это же время Архангельский имел случай познакомиться с духовным композитором Н. М. Потуловым и изучал под его руководством наши древние церковные напевы.

    Был регентом в Пензе, затем в Петербурге. Организовал в 1880 году в Петербурге смешанный хор, обладавший обширным репертуаром (обработки народных песен, хоровая классика, сочинения современных композиторов) и высокой музыкальной культурой.

    В практике церковного пения Архангельский сделал нововведения, заменив в церковных хорах детские голоса мальчиков на женские голоса.

    В 1883 году Архангельский впервые выступил со своим хором на концерте в зале Кредитного общества. И с тех пор каждый сезон давал от пяти до шести концертов, избрав себе задачей достигнуть типичного исполнения народных русских песен, из которых многие гармонизованы самим Архангельским.

    Написал две оригинальные литургии, всенощное бдение и около 50 небольших сочинений, в том числе 8 Херувимских песен, 8 гимнов «Милость мира», 16 песнопений, употребляемых при богослужении в качестве запричастных стихов.