Главная / Газета «Православный Симбирск» 2023 год / «Особая страница духовной музыки»

    «Особая страница духовной музыки»

     «Вся Россия любит молиться под музыку А.А. Архангельского», – писали при жизни этого духовного композитора. 16 ноября 2023 года исполнилось 99 лет со дня кончины Александра Андреевича Архангельского.

    Регент, духовный композитор, хоровой дирижер, которого знала без преувеличения вся Россия, родился неподалеку от Пензы. В Спасском кафедральном соборе начинался его профессиональный путь регента. И здесь, в Пензе, уже несколько лет в день кончины композитора проходят дни его памяти, совершаются заупокойные богослужения.

    В этом году торжества начались 15 ноября: на сцене Духовно-просветительского центра при кафедральном соборе состоялся концерт, в котором приняли участие епархиальный камерный хор «Спас» г. Пензы (руководитель – протоиерей Владимир Ольхов), Архиерейский хор Успенского кафедрального собора г. Владимира (регент – Татьяна Оганян) и Смешанный хор Спасо-Вознесенского кафедрального собора г. Ульяновска (регент – Роман Хитев). В их исполнении прозвучала духовная музыка А.А. Архангельского и других композиторов, а также народные песни и другие произведения для хора а капелла. Концерт посетили митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин и митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим.

    16 ноября митрополит Лонгин и митрополит Серафим совершили заупокойную Литургию в Спасском кафедральном соборе. За этим богослужением возносились молитвы об упокоении приснопоминаемого раба Божия Александра. Богослужебные песнопения А.А. Архангельского были исполнены Смешанным хором Спасо-Вознесенского собора Ульяновска, Архиерейским хором Успенского собора г. Владимира и Архиерейским хором Спасского собора г. Пензы под управлением Ольги Горшеневой.

    – Церковное пение – это лучшее и высшее из того, что было создано творческим гением нашего народа. И творчество Александра Андреевича Архангельского здесь занимает одно из самых главных мест, – отметил митрополит Лонгин. – Им написано множество произведений для богослужения, они всегда исполнялись и исполняются в наших храмах. Музыка Архангельского необыкновенно глубока и при этом доступна и удобна в исполнении для большинства хоров.

    Владыка напомнил, что даже в советские годы люди Церкви старались сохранять русскую культуру, ведь ее значительную часть составляет именно церковное пение:

    – В то время русская духовная музыка сама проповедовала, она говорила о Боге и вере больше, чем могли в то время сказать священнослужители, – подчеркнул митрополит Лонгин. – Я хорошо помню, что к Тысячелетию Крещения Руси Церковь получила возможность записи нескольких пластинок с духовной музыкой. Среди них был альбом с музыкой Архангельского: хор Издательского отдела Московского Патриархата под управлением А. Рыбаковой записал тогда «Всенощную» и ряд концертов. Концерты Архангельского — особая страница духовной музыки: они глубоки, мелодичны, высокопрофессиональны, поэтому часто исполняются.

    – Когда мы с хором начали изучать концерт «Помышляю день страшный», то были в полном восторге. Это настоящая музыка – глубокая, трогательная, выстраданная. Единство слова и нотного текста в этом сочинении найдено практически идеально, – отмечает регент Роман Хитев.

    Митрополит Лонгин от души поблагодарил хоры, участвовавшие в днях памяти, за замечательное пение, за любовь к музыке и за то, что они продолжают дело сохранения классической русской церковно-певческой культуры. Митрополита Серафима – за идею проведения дней памяти А.А. Архангельского, которые стали по сути хоровым фестивалем. Митрополит Серафим в свою очередь поблагодарил гостей и выразил надежду, что подобные торжества станут доброй традицией.

    «Услыши, Боже, молитву мою»

    Александр Архангельский родился 11 (23) октября 1846 года в селе Старое Тезиково Наровчатского уезда Пензенской губернии. Он был сыном священника, но рано осиротел. С детских лет пел в церковном хоре. Будучи еще студентом семинарии, управлял архиерейским хором.

    По окончании курса, желая получить высшее образование, отправился в Санкт-Петербург, где поступил в Медико-хирургическую академию. Однако не закончил ее, а сдал экстерном сложный экзамен на регента в Придворной певческой капелле. В 1880 году организовал свой хор, который через несколько лет стал знаменитым «хором Архангельского». Кроме духовной музыки, хор исполнял обработки народных песен, хоровую классику, сочинения современных композиторов. В практику церковного пения Архангельский ввел не всеми поначалу принятое нововведение, заменив голоса мальчиков женскими голосами. Хор Архангельского много выступал в Петербурге, гастролировал по России и Западной Европе с просветительскими концертами, в которых исполнял музыку разных стилей и эпох.

    Архангельский руководил своим хором 43 года. Он уделял много внимания регентам церковных хоров, помогая им расширять и обогащать репертуар. Создал благотворительное общество для поддержки неимущих и пожилых хористов, бесплатные курсы хорового пения, на которых сам преподавал. Для исполнения за богослужением написал две «Литургии», «Всенощную» и около 50 небольших сочинений, в том числе 8 Херувимских песней, 8 гимнов «Милость мира», 16 песнопений, употребляемых при богослужении в качестве запричастных стихов. Многие из своих рукописей Александр Андреевич начинал молитвой: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя».

    После революции его имение в селе Каликино под Костромой было разгромлено, хор хоть и был сохранен, но перешел в ведение Наркомата просвещения. Уже пожилой композитор тяжело заболел. Последние два года своей жизни он прожил в Праге.

    Композитор Ф.Ф. Никишин вспоминал: «Редко приходилось встречать людей, так радостно до конца своих дней воспринимавших жизнь. Тот, кто, как я, видел нежный свет в глазах Александра Андреевича в нерадостную пору болезни, поймет, почему он никогда не заканчивал музыкальную мысль на печальном стихе псалма, а всегда приводил ее к успокаивающему разрешению».

    А. Архангельский скончался 16 ноября 1924 года и был погребен в Праге. Впоследствии, по просьбе родных, его останки были перевезены в Ленинград и захоронены на Тихвинском кладбище на территории Александро-Невской лавры. На лицевой стороне памятника на его могиле, постаменте креста – нотная строка: мелодия из сочинения композитора «Услыши, Боже, молитву мою». Имя А. Архангельского ныне носит Пензенский колледж искусств. В 2019 году в г. Наровчате был открыт музей композитора.

    И молитва, и торжество

    Дни памяти А. Архангельского в Пензе стали большим и запоминающимся событием для всех, в том числе для участников — регентов и певчих, которые в совместном творчестве получили новый бесценный опыт.

    – Во время подготовки к дням памяти Архангельского мы много общались с Ольгой Ростиславовной Горшеневой, регентом Архиерейского хора Спасского собора Пензы, организатором этого фестиваля. Совместно размышляли над репертуаром Литургии, – рассказывает регент Смешанного хора Спасо-Вознесенского кафедрального собора Ульяновска Р.А. Хитев. – Оказалось, что, к сожалению, у Архангельского нет изобразительных антифонов в том виде, в котором нам сегодня привычно их слышать на Литургии. В «Древних напевах» первый и второй антифоны представлены только первым и сразу заключительным стихами. Поэтому было принято решение сделать изложение недостающих стихов. Я предложил свою кандидатуру. Это был мой первый подобный опыт. Финальную редактуру антифонов провел Р. Климентовский из Архиерейского хора Владимира. Таким образом, антифоны, которые мы исполняли за богослужением, имеют в равной степени пензенские, владимирские и симбирские «корни».

    На мой взгляд, наш хоровой праздник в честь А.А. Архангельского прошел с большим успехом. Более всего меня впечатлило наше совместное богослужение. Мы пели Литургию антифонно на три хора, расположившись на балконе и двух клиросах возле иконостаса. Музыка Архангельского, само звучание хоров, которые из трех будто объединились в один, служение архиереев и духовенства и благолепие собора настолько идеально совместились, что богослужение получилось, не побоюсь этого слова, великолепным – и молитвенным, и торжественным, и величавым, и радующим, и утешающим одновременно.

    Для всех нас этот церковно-певческий праздник стал огромным вдохновением и откровением. Я и все певчие нашего хора очень благодарны владыке Лонгину за то, что он подарил нам возможность участия в этом событии и особенно за то, что владыка лично приехал поддержать в эти трудные и ответственные дни свой коллектив.

    Наталья Горенок

    Газета «Православный Симбирск»