19 января, в день празднования Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во всех действующих храмах Симбирской епархии были совершены праздничные богослужения и чин Великого освящения воды.
Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин совершил в канун праздника всенощное бдение, в день Богоявления — Божественную литургию и чин освящения воды в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе Ульяновска.
Владыка поздравил прихожан собора, собравшихся на богослужение, с великим двунадесятым праздником Крещения Господня и напомнил им о сути чина Великого освящения воды и том, как надо относиться к святыне — великой агиасме.
О событии Богоявления повествуется в Евангелии. В момент Крещения Спасителя (очистительного омовения в реке Иордан) видимым образом произошло явление Бога в Троице: отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 16-17). Третье название этого праздника — Просвещение: Бог есть Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир (Ин. 1, 9). Накануне этого дня в древности совершалось крещение оглашенных — то есть духовное просвещение, рождение крещаемых в жизнь вечную.
В день Богоявления и накануне (в крещенский Сочельник) совершается Великое водосвятие — чин освящения воды в память о том, что Господь Своим крещением во Иордане освятил само водное естество. Освящая воду, архиерей или священник произносит особые прошения: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа…», «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов… и на всяку пользу изрядну…». Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем с верою «черплющим и причащающимся» этой святыни.
Крещенская святая вода называется в Православной Церкви великой агиасмой — великой святыней. К освященной воде необходимо относиться с благоговением. В Русской Православной Церкви издревле сложился благочестивый обычай пить святую воду натощак ежедневно или тогда, когда человек чувствует особую необходимость в духовной помощи. При этом самым важным содержанием праздника Крещения Господня для православного христианина является богослужение. Надо помнить, что купание в проруби, которое является народной, а не церковной традицией, не «смывает» грехов: душа человека очищается только покаянием пред Господом.