Главная / Газета «Православный Симбирск» 2021 год / Священномученик «смутного» времени

    Священномученик «смутного» времени

    Один из главных уроков, который мы можем усвоить из жития этого святого, в том, что жизнь священника (да и не только его) может разрушиться непредсказуемо в один миг.

    Священномученик Иоанн Ильинский, память которого будет совершаться 28 сентября, прожил долгую жизнь. Венцом его служения стала мученическая смерть: за несколько сентябрьских дней священник претерпел незаконный арест, допрос и лживые обвинения, в результате которых был расстрелян. Христианский путь, исполненный ежедневного жертвенного труда, окончился Голгофой.

    Начало пути

    С чего началась история священника? Иоанн Евфимиевич Ильинский родился в 1846 году в глубоко верующей семье. Воспитанный в духовной среде, мальчик принял решение стать священником. В 1864 году Иван поступил в Симбирскую духовную семинарию. Он прикладывал все усилия, чтобы не разочаровать родных, а те, в свою очередь, всячески поддерживали его. В 1870 году Иван окончил обучение в семинарии с аттестатом второго разряда. Последующие несколько лет будущий священномученик работал земским учителем. За усердную преподавательскую деятельность неоднократно поощрялся начальством: от Министерства народного просвещения он получил три награды.

    В 27 лет Иван Евфимиевич женился и принял сан: преосвященным епископом Симбирским и Сызранским Евгением (Сахаровым-Платоновым) он был рукоположен во диакона, а спустя некоторое время и во священника.

    Владыка определил местом служения отцу Иоанну церковь в селе Томылово Сенгилеевского уезда, где тот и прослужил 45 лет. Село было достаточно большим – в нем в 1913 году было 285 дворов и более трех тысяч жителей. Кроме земской школы здесь было и министерское училище.

    Священник и миссионер

    Помимо служения в храме, священник занимался просвещением раскольников и язычников,  за что в 1880 году был удостоен благодарности епархиального начальства. Говоря о заслугах отца Иоанна, нельзя не сказать, что с 1895 по 1899 год он являлся  членом благочиннического совета, с 1886 года (на протяжении 14 лет) – миссионером благочиннического округа. С 1911 года отец Иоанн был миссионером по Симбирскому и Буинскому уездам.

    Известно, что он помогал бедствующим прихожанам в годы неурожая, за что был удостоен в 1901 году благословения Святейшего Синода. Также среди его наград – Орден Святой Анны III степени.

    Домашняя Церковь

    У отца Иоанна и его супруги Александры Ивановны было шестеро детей – три сына и три дочери. Правильное воспитание чад дало свои плоды: в годы Первой мировой войны старший сын Владимир был врачом, оперировал во фронтовых госпиталях, средний сын Александр воевал в чине прапорщика, младший Николай в 1915 году окончил Киевскую школу прапорщиков. Две дочери священника стали сельскими учителями.

    Кончина

    Но мирный путь пастыря был оборван революцией 1917 года. В середине сентября 1918-го  в Сенгилеевский уезд прибыла рота большевиков-красноармейцев. Разгорелся бой между красными частями и белочехами. Поскольку дом отца Иоанна был относительно просторным, штаб белочехов находился в нем. Это было поводом обвинить священника в пособничестве классовым врагам.

    О происходивших в то время событиях в Сенгилеевском уезде можно узнать из церковно-приходской летописи храма в честь Казанской иконы Божией Матери села Кивать того же уезда, которую вел настоятель этой церкви протоиерей Ираклий Жемчужников. Томылово, где служил отец Иоанн, и Кивать, где настоятельствовал отец Ираклий, находились на небольшом расстоянии друг от друга, поэтому все трагические записи достаточно подробны.

    13 сентября (по старому стилю) отец Иоанн отслужил всенощное бдение в канун праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. По окончании богослужения он пошел напутствовать тяжело болящую прихожанку. Облачившись в епитрахиль и поручи, с благоговением надев на шею дароносицу, батюшка вышел из храма и направился в дом умирающей. Но едва отец Иоанн вышел за ворота, к нему подошли три красноармейца. Один из них резко сорвал с пожилого батюшки дароносицу со Святыми Дарами и со словами: «Хватит тебе уже обманывать народ – ты арестован», бросил святыню. Под конвоем отца Иоанна увели на станцию Безводовка, не дав возможности переодеться, попрощаться с родными и прихожанами. Батюшку ночь напролет допрашивали в штабном вагоне, находящемся на станции. Утром, около 10 часов, священника в сопровождении вооруженных красноармейцев повели в сторону леса, где и расстреляли. Убийцы вырыли неглубокую яму, бросили в нее тело мученика и, чуть забросав его землей, оставили без погребения. Много дней семья ничего не знала о судьбе отца Иоанна. Лишь в октябре матушка Александра узнала о случившемся.

    Более года родные добивались разрешения похоронить батюшку по-христиански. Можно лишь предположить, что такое разрешение было все же получено и останки священномученика были достойно преданы земле на приходском кладбище села Томылово. Точное место его захоронения неизвестно. Трагедия убийства отца Иоанна усугубилась и тем, что все имущество батюшки после его кончины было разграблено и конфисковано комитетом бедноты. Семья священника осталась без крыши над головой и средств к существованию.

    Спустя год Симбирский революционный трибунал не нашел достаточного материала для обвинения отца Иоанна Ильинского в контрреволюции. Власть признала незаконность убийства священника, но скрыла имена преступников. Не сумев обосновать расстрел священнослужителя, революционные властители тем самым подтвердили, что мученическая кончина протоиерея Иоанна Ильинского произошла лишь по причине пастырского труда, а единственной его виной оказалось 45-летнее служение у Престола Божия.

    Подготовила Ксения Висарова

    № 18 (554) 22 сентября 2021