У блаженного Августина, епископа Иппонийского – святого отца древней Церкви, богослова и философа – был сложный и интересный путь ко Христу. Аврелий Августин крестился в 33 года, сознательно приняв это решение. Искушения своей юности, интеллектуальные и духовные искания он описал в автобиографической книге «Исповедь», которая по праву считается классикой мировой литературы.
Христианское воспитание и пороки юности
Будущий святой родился в 354 году в городе Тагаста в Северной Африке (современный Алжир). Он принадлежал к семье небогатой римской знати. Отец Августина – Патриций – крестился перед самой смертью, а мать – святая Моника – была благочестивой христианкой. Именно благодаря ее трудам и молитвам Августин в конце концов пришел к Богу. О христианской вере он знал с детства.
Будущий епископ основательно изучил латинскую словесность и риторику. Свое образование он завершил в Карфагене – столице римской Африки. Здесь Августин предавался порокам юности, и летом 372 года у него родился сын Адеодат. Именно к этому периоду относится известное изречение Августина: «Добрый Боже, дай мне целомудрие и умеренность… Но не сейчас, о Боже, еще не сейчас!»
В поисках истины
Христианство представлялось Августину недотягивающим до уровня его философских запросов, а язык латинской Библии производил отталкивающее впечатление. Ответы на свои вопросы, как ему казалось, Августин находил в манихействе (персидском лжеучении), которое интересовало его целых 10 лет. К тому же этика этого движения, не стеснявшая строгими нравственными нормами, вполне устраивала молодого человека. В «Исповеди» он подробно остановился на годах, впустую потраченных им на «шелуху» манихейского учения.
«Возьми и прочти»
В Карфагене Августин преподавал грамматику и риторику, занимался наукой. Затем он переехал в Рим, а осенью 383 года в Медиолан (Милан). В это время будущий святитель порвал с манихейством, стал скептиком и заинтересовался философией неоплатоников. В медиоланский собор Августин приходил слушать воскресные проповеди святителя Амвросия, что позволило изменить ему свое отношение к христианству.
В 386 году успешный ритор принял окончательное решение встать на христианский путь. Однажды в тиши сада Августин услышал детский голос, который напевал: «возьми, и прочти». Святой наугад открыл Послания апостола Павла и прочитал: «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13, 13-14). В этих словах Августин увидел обращение Бога к себе. На Пасху 387 года он принял святое Крещение от святителя Амвросия Медиоланского. Об этом событии Августин писал так: «я не мог в те дни насытиться дивной сладостью, созерцая глубину Твоего намерения спасти род человеческий. Сколько плакал я над Твоими гимнами в Твоей церкви. Звуки эти вливались в уши мои, истина отцеживалась в сердце мое, я был охвачен благоговением; слезы бежали, и хорошо мне было с ними».
Аскетичная жизнь и епископство
После смерти матери Августин вернулся на родину. Свое имущество он пожертвовал местной церквии и стал вести аскетичный образ жизнь. Его слава как ученого и богослова росла и вскоре распространилась по всей Африке. В 391 году во время визита в Иппон Августин, по настоянию местной общины, был рукоположен во пресвитера. Он не только полностью посвятил себя проповеди и толкованию Священного Писания, но и основал в Северной Африке первый общежительный монастырь. В 396 году отец Августин принял епископский сан и взошел на Иппонийскую кафедру.
В этот период он противостоял манихеям и донатистам. Интересно, однако, что блаженный Августин стремился смягчить римскую практику пыток, применявшуюся к раскольникам, которых императорские указы объявили преступниками. Епископу Иппона пришлось полемизировать и с другими ересями.
Святой Августин мирно скончался в Иппоне на 76-ом году жизни.
Прообразы и аллегории
Блаженный Августин оставил после себя большое письменное наследие, среди которого сочинения, посвященные музыке, вопросам философии и истории, полемике с еретиками, христианскому вероучению и этике, принципам толкования Библии.
Священное Писание имело огромное значение в жизни блаженного Августина. Святой изложил принципы герменевтики Библии в книге «О христианском учении». Он преимущественно уделял внимание вероучительному и нравственному толкованию священных текстов. Библия многопланова, поэтому нуждается в различных методах понимания: историческом, аллегорическом, прообразовательном. Он сформулировал принцип, согласно которому «в Ветхом Завете Новый сокрыт, а в Новом Ветхий открыт».
Святитель применил метод духовного толкования к 20-й главе книги Апокалипсис, где содержится идея тысячелетнего царства мучеников, воскресших прежде всеобщего воскресения, которые будут царствовать на земле со Христом. Согласно блаженному Августину, тысяча лет здесь – это исторический путь Церкви Христовой, а для каждого христианина – период от Крещения до смерти. Это толкование сделалось общепринятым.
Пространство и время
Размышляя над творением мира и проблемой времени, святой пришел к выводу о том, что пространство и время появились вместе с мирозданием, поэтому некорректно ставить вопрос: почему Бог не сотворил мир раньше? Господь находится вне категории времени.
В книге «О граде Божьем» блаженный Августин дал христианское понимание истории. Труд был написан по поводу разграбления Рима готами в 410 году. В этом бедствии язычники обвиняли христиан, так как из-за них пришло в упадок почитание древних богов.
Сочинения блаженного Августина содержат много остроумных наблюдений и отражают колорит своей эпохи.
Иерей Димитрий Трофимов
Православный Симбирск
№ 12 (572) 22 июня 2022 г.