Нерукотворный Образ Господа Иисуса Христа – один из самых известных и удивительных по своему происхождению. В древности он помещался на знаменах русских войск. Именно в честь этой иконы был назван древний женский монастырь в Симбирске.
29 августа Русская Православная Церковь вспоминает событие перенесения Нерукотворного Образа Спасителя из Едессы в Константинополь, которое произошло в 944 году.
История появления образа
Церковное предание связывает происхождение этой иконы с исцелением Авгаря – правителя сирийского города Едессы, болевшего проказой. Имя Авгарь (а возможно, это был титул) носил ряд царей, правивших в северо-западной Месопотамии. Едесса была столицей их владений.
Современником Христа, по свидетельству церковного историка и епископа Кесарийского Евсевия, был Авгарь V Черный. Он страдал проказой, и до него дошла весть о чудесных исцелениях и об изгнаниях злых духов, которые совершал Господь Иисус Христос в Палестине. Авгарь уверовал в Спасителя, как в Сына Божия и направил Ему послание с просьбой прийти и исцелить его. Послание было поручено доставить царскому живописцу Анании. Помимо этого, он должен был сделать изображение Господа.
Анания действительно встретил Спасителя в Иерусалиме, окруженного толпой народа, но не смог близко подойти к Нему. Тогда Анания попытался написать портрет Христа издали, но у него не получилось: лик Спасителя источал сияние. Господь Сам позвал живописца по имени, похвалил веру Авгаря и пообещал прислать Своего ученика, чтобы тот исцелил царя. Затем Христос попросил воду и холст. Он омыл Свое лицо и отер его полотенцем – так на холсте чудесным образом запечатлелся лик Спасителя.
Эту святыню Анания привез царю, который получил от нее практически полное исцеление – лишь малая часть следов от болезни осталась на его теле до прихода ученика Спасителя. Им был апостол от семидесяти Фаддей. Проповедовав Евангелие, он крестил Авгаря и всех жителей города. По повелению царя, Нерукотворный Образ Христа украсили и установили над городскими воротами Едессы. У жителей существовал благочестивый обычай: когда они проходили через ворота, то поклонялись иконе Спасителя.
Сокрытая икона
Один из потомков царя Авгаря, будучи идолопоклонником, захотел убрать Нерукотворный Образ с городских ворот. Однако Господь явился епископу Едессы и велел спрятать святыню, чтобы она не попала в руки неверных. Ночью архипастырь заложил в нише над воротами находившийся там образ доской и кирпичами. Перед святыней внутри полости он зажег лампаду.
Жители города забыли о Нерукотворном Образе Спасителя, до того момента, когда в 545 году персидский царь Хозрой I не осадил Едессу. В это время епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица, Которая повелела извлечь образ Христов. При обнаружении святыни явились два необычных знамения – лампада, поставленная в нишу много лет назад, продолжала гореть, а на доске, закрывавшей образ Спасителя, отобразился Его лик. С иконой был совершен крестный ход по стенам осажденного города, после чего персы отступили.
Перенесение святыни
Арабы, завладевшие Едессой в 630 году, не запрещали местным жителям молиться перед Нерукотворным Образом, слава о котором уже широко распространилась.
По повелению византийского императора Константина Багрянородного, в 944 году образ Христа был выкуплен у едесского эмира и с великими почестями перенесен в Константинополь. Святыню поместили в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы.
Что было дальше?
Дальнейшая судьба Едесского Нерукотворного Образа точно неизвестна. По одной версии, в 1204 году его вывезли из Константинополя крестоносцы, когда город перешел под их управление. Однако корабль, который перевозил святыню, затонул в Мраморном море. По другой версии, приблизительно в 1362 году образ оказался в Генуе, в монастыре святого апостола Варфоломея. Возможно, разница в преданиях основана на том, что Нерукотворный Образ чудесным образом несколько раз «давал с себя» точные копии.
Во времена иконоборческой ереси защитники иконопочитания, проливая кровь, пели тропарь Нерукотворному Образу. В доказательство истинности иконопочитания папа Григорий II прислал письмо восточному императору, в котором указывал на исцеление царя Авгаря и пребывание Нерукотворного Образа в Едессе как на общеизвестный факт.
Письмо Спасителя
С историей Нерукотворного Образа связан вопрос о переписке между царем Авгарем и Иисусом Христом. Согласно рассказу епископа Евсевия, вместе с Ананией правитель направил Спасителю письмо, на которое Христос дал ответ. Тексты писем сохранились. По утверждению епископа Евсевия, он нашел их в архивах Едессы и перевел с сирийского. Несмотря на то, что предание о письме Спасителя широко распространилось на Востоке, не все принимали его подлинность. Среди них был известный переводчик блаженный Иероним Стридонский. Исследователи также приходят к выводу о позднем происхождении этих текстов. Письма составлены из евангельских отрывков.
В Евангелиях мы тоже не встречаем информации о том, что Господь что-то писал. Единственное исключение – это рассказ в Евангелии от Иоанна о грешнице, в котором Спаситель писал нечто на песке. Считается, что это были грехи фарисеев, обвинявших женщину.
Почитание в Симбирске
История нашего города тесно связана с этим образом. По преданию, икону Спаса принесли с собой стрельцы, которые основали город-крепость Синбирск в 1648 году. В городской кремль вело несколько ворот, среди которых были и Спасские – вероятнее всего, получившие такое название от находившейся на них иконы.
Образ Спаса Нерукотворного находился на городских вратах и во время нападения на город войск Степана Разина в 1670 году. Почитание иконы возросло, ведь Симбирск был единственным волжским городом, устоявшим перед натиском разинцев.
Сегодня в Иверском храме Спасского женского монастыря находится список с этой иконы, датированный концом XIX века.
Иерей Димитрий Трофимов
Газета “Православный Симбирск”
№ 16 (576) 24 августа 2022 г.