Кто такие ессеи?

    Мы продолжаем разговор о религиозных и религиозно-политических группах иудейского общества в евангельские времена. Напомним, что в то время существовало три главных течения: фарисеи, саддукеи, ессеи. Помимо них были и другие группы: иродиане, зилоты, простой народ. Названия большинства из перечисленных течений встречаются в Евангелии.

     

    Герои сегодняшней статьи – ессеи (еще их называют кумранитами). В Новом Завете они не упоминаются, однако это иудейское движение существовало в Палестине наряду с остальными в период со II века до нашей эры по I век нашей эры.

    О ессейском движении писали такие знаменитые богословы и историки, как Филон Александрийский, Иосиф Флавий и Плиний Старший. На их свидетельства опирались более поздние авторы. В 1947 году на северо-западном побережье Мертвого моря, около селения Кумран, были обнаружены древние рукописи, часть которых содержала описание сектантской общины, похожей на ессейскую. Ряд ученых отождествили секту с группой есеев, хотя этот термин в найденных текстах не встречался.

    О происхождении названия «ессеи» ученые спорят. Возможно, оно связано с идеей благочестия. В эту группу входило около 4000 человек. Общины располагались в различных районах Палестины. Ессеи вели аскетическую жизнь. В некоторых общинах люди воздерживались от брака, считая его скверным, однако существовала практика усыновления детей. Ессейские общины имели четкую иерархическую структуру. Вступить в группу можно было лишь после трехлетнего испытательного срока. Становясь ессеем, человек передавал в общинную казну все свое имущество.

    Среди их основных религиозных обычаев были ритуальные омовения, фиксированные периоды для молитвы (начиная с восхода солнца), а также регулярное чтение и изучение Ветхозаветных Писаний. Ессеи верили, что пророческие обетования исполняются в истории их общины.

    Ессеи не участвовали в жертвоприношениях Иерусалимского Храма, считая, что он осквернен саддукейским священством. В знак собственной чистоты они носили белые одежды, а заповедь о хранении субботы соблюдали ревностнее, чем фарисеи. Учение и обычаи общины запрещалось разглашать посторонним под страхом смерти.

    Первые исследователи нашли в кумранских текстах много выражений и практик, сходных с бытовавшими в раннехристианской Церкви, из чего сделали поспешный вывод о том, что христианство произошло из среды ессеев. Например, кумраниты молились, обращаясь на восток, как христиане. Время молитвы у них делилось на три «часа», как и в церковной практике. Их трапезы напоминали первохристианские агапы. Ессеи подчинялись коллегии, состоявшей из 12 священников. В лексиконе кумранитов использовались выражения, характерные для новозаветных книг, – «нищие духом», «сыны света» и прочие. Ессеи прилагали к себе пророчество Иеремии о наступлении Нового Завета, который будет начертан Богом в сердцах людей, и иногда даже называли себя общиной «Нового Завета».

    Дальнейшие исследования и анализ кумранских документов показали, что ессейская идеология совсем непохожа на Евангелие Христово.

    Прежде всего, по сравнению с открытостью Церкви и обращенностью Благой Вести ко всем народам, поражает крайняя нетерпимость и отталкивающая сектантская гордыня по отношению ко всем «сынам тьмы», то есть к любым людям, не принадлежащим к общине.

    Иисус Христос, в отличие от ессеев, чтил и посещал Иерусалимский Храм. Он всегда выступал против бездумного, фанатичного исполнения заповеди о субботе, ставя человека выше нее. Ессеям бы это явно не понравилось. Спаситель подчеркивает, что не внешняя нечистота оскверняет человека, – как это было принято считать у ессеев и фарисеев с их частыми ритуальными омовениями, – а греховные желания сердца.

     

    Иерей Димитрий Трофимов

    № 19 (579) 12 октября 2022 г.