Кто такие зилоты?

    Мы продолжаем разговор о религиозных и религиозно-политических группах иудейского общества в евангельские времена. Напомним, что в то время существовало три главных течения: фарисеи, саддукеи, ессеи. Помимо них были и другие группы: иродиане, зилоты, простой народ. Названия большинства из перечисленных течений встречаются в Евангелии.

     

    Основным источником по истории зилотов являются сочинения «Иудейская война», «Иудейские древности», «Автобиография» древнееврейского историка и военачальника Иосифа Флавия. В своем труде «Иудейские древности» он называет зилотов представителями «четвертой философии», бытовавшей в Иудее. Первые три – это ессеи, фарисеи и саддукеи. Вероятно, движение зилотов (ревнителей) основал Иуда Галилеянин, поднявший восстание против римлян в 6 году нашей эры, поводом к которому послужило проведение переписи.

    Иосиф Флавий пишет: «галилеянин Иуда, происходивший из города Гамалы, вместе с фарисеем Саддуком стал побуждать народ к оказанию сопротивления, говоря, что допущение переписи поведет лишь к рабству. Они побуждали народ отстаивать свою свободу. Их не может постигнуть неудача, говорили они, потому что налицо самые благоприятные условия».

    Иуда Галилеянин упоминается также в речи Гамалиила, обращенной к Синедриону, в книге Деяний святых апостолов: «во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались» (Деян. 5, 37).

    Римляне проводили переписи для того, чтобы понять, какое количество налогов и воинов можно собрать с территории. Воинов из Иудеи Рим не рекрутировал, а налоги собирал. Зилоты воспринимали налоги языческому императору как предательство своей религии и Бога – Истинного Царя Израиля. Так вспыхнуло восстание.

    Бунт, однако, был подавлен римлянами, Иуда – убит, но его приверженцы продолжали бороться за свободу и независимость своей страны. Это были отряды воинственно настроенных патриотов, терроризировавшие римскую администрацию.

    По религиозным представлениям зилотов следует отнести к фарисеям, а по силе духа и ревности они были похожи на предводителей маккавейского восстания.

    Иосиф Флавий дает зилотам следующую характеристику: «Приверженцы этой секты во всем … вполне примыкают к учению фарисеев. Зато у них замечается ничем не сдерживаемая любовь к свободе. Единственным руководителем и владыкой своим они считают Господа Бога. Идти на смерть они считают за ничто, равно как презирают смерть друзей и родственников, лишь бы не признавать над собою главенства человека».

    Особенно народ стал поддерживать зилотов при Гессии Флоре – римском наместнике Иудеи, – злоупотребления которого привели в 66 году нашей эры к восстанию против римлян. Зилоты вели активную борьбу с римлянами во время Иудейской войны 66-70 годов нашей эры, которая привела к гибели Иерусалима и разрушению Храма.

    Последним оплотом сопротивления зилотов стала крепость Масада, построенная у Мертвого моря еще Иродом Великим, как убежище для себя. Защитники крепости продержались более трех лет, но в апреле 73 года римляне прорвали оборону на верхней террасе. Тогда последние из оставшихся в живых защитников убили своих жен и детей, а затем и самих себя, предпочтя смерть плену.

    Среди близких учеников Господа был бывший зилот Симон. Общение со Христом во многом сгладило резкий характер этого ревнителя. В Священном Писании апостола называют Кананитом и Зилотом, чтобы отличить его от Симона Петра.

    Из Евангелия мы видим, насколько осторожно и грамотно, по сравнению с зилотами, Спаситель относился к римской власти. Он сознательно избегал возглавить антиримские настроения – уклонился, когда Его хотели провозгласить Царем Израиля. Ведь Царство Его не политическое, не от мира сего. Христос пришел спасти не Иудею от римлян, а все человечество от греха, смерти и власти диавола.

     

    Иерей Димитрий Трофимов

    № 21 (581) 9 ноября 2022 г.