Завершивший дело Моисея

    После смерти пророка Моисея его преемником стал Иисус Навин. Первоначально его звали Осия, но Моисей, предусмотрев в нем спасение, уготованное Господом для народа Израильского, пророчески даровал ему новое имя, которое значит «спасение Господне».

    Как и пророку Моисею, Иисусу Навину перед началом его подвига было откровение от Господа. Бог поручил ему ввести народ в землю обетованную, троекратно призвав людей быть твердыми и мужественными. Иисус к этому времени был хорошо известен израильтянам своими достойными личностными качествами, поэтому народ с полным доверием отнесся к новому вождю.

    Чтобы вторгнуться в землю обетованную, израильтянам предстояло преодолеть естественную границу – реку Иордан. И здесь Господь, укрепляя Свой народ перед началом завоевания, явил чудо. Когда израильтяне двинулись от своих шатров, чтобы перейти реку, священники понесли ковчег завета впереди. Как только несущие ковчег вошли в Иордан, течение реки остановилось. Вода стала стеной на большом расстоянии, и народ перешел реку. Священники стояли все это время в середине сухого русла Иордана. Когда переход через реку закончился, Господь повелел Иисусу положить двенадцать камней на месте, где стояли священники с ковчегом завета. Еще двенадцать камней представители колен должны были взять с собой в качестве памятного знака о чуде разделения вод Иордана.

    Первым городом, который захватил Иисус Навин в Ханаане, стал Иерихон. Возле города вождь увидел перед собой человека, в руках которого был меч. «Иисус подошёл к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал» (Нав. 5, 13-15). Этим воином был архангел Михаил. Во время взятия города Бог вновь совершил великое чудо. Израильтяне обходили Иерихон вокруг шесть дней. Впереди перед ковчегом завета шли семь священников с семью юбилейными трубами. В седьмой день Господь повелел обойти вокруг города семь раз: «священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания» (Нав. 6, 3-4). Это чудо Господь совершил в назидание людям. Событие имело священный, а не военный характер. Стены Иерихона пали силой Божией, но для того, чтобы это чудо совершилось, нужна была вера сынов Израилевых. Апостол Павел говорит: «верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении» (Евр. 11, 30). Завоевав город, Иисус Навин произнес заклятие, чтобы никто не восстанавливал его, после чего несколько столетий город лежал в развалинах.

    Третье великое чудо сотворил Господь во время сражения при Гаваоне. Творец мира воевал за израильтян, поражая каменным градом больше врагов, чем это могли сделать израильтяне мечом. Когда солнце начинало склоняться к закату и стало невозможным преследовать врагов, Иисус Навин воскликнул: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим…И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля» (Нав. 10, 12-14).

    После победы при Гаваоне южная часть Ханаана была покорена. Для присоединения северной области понадобилась решающая битва при Меромских водах над войсками царя Асора. Отец Небесный и здесь подал помощь. Земля была завоевана, но некоторые территории еще долгое время оставались в руках хананеев.

    После завоевания земель Иисус Навин вместе с первосвященником Елеазаром разделили землю между двенадцатью коленами израильскими, бросая жребий. Только колену Левия не был дан удел, – Сам Господь был уделом для этого колена, предназначенного для служения Богу.

    Перед смертью Иисус Навин собрал в Сихеме народ и дал ему от лица Бога завет хранить Ему верность. После этого он умер. Многие святые отцы писали об Иисусе Навине как прообразе Спасителя. «Воеводство Иисуса Навина, – пишет святитель Кирилл Александрийский, – означало, что руководителем нашим после Моисея и закона стал Христос».

    № 21 (581) 9 ноября 2022 г.