В этом номере мы завершаем цикл публикаций о религиозных и религиозно-политических группах иудейского общества в евангельские времена. Напомним, что в то время существовало три главных течения: фарисеи, саддукеи, ессеи. Помимо них были и другие группы: иродиане, зилоты, простой народ. Названия большинства из перечисленных течений встречаются в Евангелии. Герои сегодняшней статьи – книжники и простой народ.
В Евангелии часто встречается выражение «книжники и фарисеи». Этих людей Христос называет лицемерами (см. Мф. 23, 13). Книжники (по-другому законники, учителя) – это особый слой знатоков Закона Моисея. Они хранили Предание, изучали Писание, толковали Закон и обучали ему. В основном все книжники были фарисеями, однако, выражение апостола Луки «книжники фарисейской стороны» (Деян. 23, 9) наводит на мысль, что книжники встречались и в других религиозно-политических группах, например, среди саддукеев. Книжники также входили в Синедрион – высший религиозный совет иудеев.
Более 90 процентов палестинских иудеев не принадлежали ни к одной секте или группе, о которых мы говорили. Их принято было называть «народом земли».
Первоначально этот термин означал доизраильское население Ханаана. В эпоху царей им называли все население страны всех сословий. После вавилонского плена выражение «народ земли» стали применять к палестинцам, чья религиозная принадлежность к иудейству вызывала сомнение и с кем более ревностные иудеи не вступали в брак.
В евангельские времена этот термин превратился в презрительную кличку, близкую к нашему понятию «деревенщина». Так образованные книжники называли простой народ, плохо разбиравшийся в тонкостях Закона и не такой «ревностный» в вере, как они. Фактически это выражение объединяло всех, кто по невежеству или безразличию не соблюдал Моисеев Закон и развившуюся на его основе сложную систему ритуальных предписаний.
В Евангелии от Иоанна, в рассказе о попытке заключения под стражу Иисуса Христа в Иерусалиме на празднике кущей, упоминается отношение фарисейской элиты к простому народу: «служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его? Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились? Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Но этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7, 45-49).
Презирая народ земли, фарисеи избегали контактов с ним: они не могли участвовать в совместных трапезах, заключать с этими людьми брак, доверять их свидетельству в суде и так далее.
Спаситель же, напротив, свободно общался с простыми людьми и сочувствовал им, видя в них овец без пастыря: «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. Видя толпы народа, Он сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря. Тогда говорит ученикам Своим: жатвы много, а делателей мало» (Мф. 9, 35-37). Эти толпы народа и были основными слушателями проповедей Христа. Разумеется, фарисеи, видя, что Господь не презирает простых людей, еще больше злились на Него.
Спаситель был выше стереотипов Своей эпохи – Он общался с простым народом, с язычниками, самарянами и фарисеями, а также с прочими религиозно-политическими группами, желая всех привлечь в Небесное Царство, просветив светом истинного богопознания.
Иерей Димитрий Трофимов
№ 22 (582) 23 ноября 2022 г.