Восемь особых текстов

    Рождество Христово – важнейшее событие в истории человечества. Желая спасти человеческий род, Сам Господь Бог стал Человеком. Начиная с XV века до Р.Х. почти два десятка иудейских пророков в разные времена, независимо друг от друга утверждали: настанет день, когда родится Сын Божий. 

    Каждый год в Рождественский сочельник в храмах прочитываются восемь особых рождественских паремий – отрывков ветхозаветных пророчеств о рождении Спасителя мира. Эти тексты призваны открыть перед слушающими чудо рождения Мессии от Девы – Пресвятой Богородицы, место Его рождения – Вифлеем, а также чудесные события, связанные с этим праздником. Вместе с этим рождественские паремии являют общность и преемственность Ветхого и Нового Заветов.

     

    Сотворение и возрождение мира

    Первая рождественская паремия – это отрывок из Книги Бытия о сотворении мира (см. Быт. 1, 1-13). Рассказ о творении мира обращает наш богословский взор ко Второй Ипостаси Пресвятой Троицы – Сыну Божию, Который для спасения падшего человечества пожелал воплотиться и стать Человеком. Согласно христианскому учению, в деле творения участвовали все Лица Пресвятой Троицы. Святитель Василий Великий пишет о том, что все сотворенное существует по воле Отца, приведено в бытие действием Сына и совершается в бытии Духом Святым. Однако святые отцы обращают особое внимание на роль Сына Божия. «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32, 6). Блаженный Феодорит Кирский, как и многие другие святые отцы, понимает под «Словом» Сына Божия, а под «Духом уст Его» – Святого Духа. Первый стих Книги Бытия – «В начале сотворил Бог небо и землю» – имеет два основных толкования в святоотеческой экзегезе. Одна часть святых отцов видит в нем обычное описание хронологии событий, другая – понимает выражение «в начале» как таинственное указание на предвечное рождение Сына Божия, в Котором и через Которого было совершено все творение. В связи с этим можно отметить интересную параллель с началом Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

    Кроме того, Рождество Христово – это возрождение мира. Спаситель скажет позднее: «Теперь творю все новое» (ср. Откр. 21, 5). Через Него «рождается» новая действительность мира, в которой человек может стать бессмертным и подобным Богу.

     

    «Вижу Его, но ныне еще нет»

    Вторая рождественская паремия находится в Книге Числа (см. Чис. 24, 2-18), авторство которой приписывается пророку Моисею. Был некий Валаам, которого один языческий царь призвал к себе для того, чтобы тот проклял израильский народ, которого правитель очень опасался. Однако вместо этого Валаам благословил израильтян. Он предсказал победу Израиля в войне с этим языческим царем. И пророчество сбылось в конкретной исторической ситуации. Но также в этом пророчестве говорится о пришествии Мессии, Который, подобно звезде, произойдет от Иакова. Валаам знает, что Спаситель мира придет из израильского народа в будущем, потому говорит: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко» (Чис. 24, 17). Образ звезды также символизирует, что Христос – Путеводитель, Который в ночи освещает нашу жизнь.

     

    Город, прославленный рождением Мессии

    Третья паремия расположена в Книге пророка Михея (см. Мих. 4, 6-8; 5, 2-8). Святитель Иоанн Златоуст, помимо ясного предсказания места рождения Спасителя, видит в этом пророчестве указание одновременно на человечество и Божество Иисуса Христа. Несмотря на то что из Вифлеема происходил царь Давид, пророк отмечает ничтожную численность населения этого города – она была меньше тысячи. Но Вифлеем будет прославлен рождением Мессии.

     

    Произошедший из корня Иессеева

    Слова пророка Исаии о Мессии как о жезле из корня Иессеева составляют четвертую паремию (см. Ис. 11, 1-10). Иессей был простым жителем Вифлеема. Его сын, Давид, стал царем. Впоследствии вплоть до Вавилонского плена все цари выходили из рода Давида. После плена от великого царственного древа остался один корень. Но Господь открыл пророку Давиду, что из его рода будет Великий Потомок, Который обновит и оживотворит все человечество. Этот отросток от корня Иессеева – Спаситель, родившийся во время крайнего оскудения рода царя Давида. Бедность, беззащитность привели к тому, что Потомку царя не было места среди людей и для Новорожденного пришлось искать место в загоне для скота. Однако именно Ему предстояло совершить величайший переворот в судьбе человечества.

     

    Господь среди людей

    Пятая паремия – это пророчество святого Иеремии, переданное Варухом, о явлении Бога на земле (см. Вар. 3, 36-38; 4, 1-4). Согласно толкованию блаженного Феодорита Кирского, это пророчество говорит о Боговоплощении, которым окончится подготовительная ветхозаветная эпоха, когда Бог учил Свой народ Законом Моисеевым и Пророками. В тексте паремии говорится о том, что явился именно Господь, воплотился Творец мира, Который даст евангельские заповеди. Бог не будет заставлять человека следовать этим заповедям, но при этом дает предупреждение, что ожидает того, кто будет пренебрегать ими.

     

    Вечное царство

    Объяснение сна правителя Навуходоносора пророком Даниилом составляет шестую паремию. Вавилонскому царю Навуходоносору приснился сон, который сильно тревожил его, однако царь забыл содержание сна. Напомнить этот сон и разъяснить его смысл смог лишь пророк Даниил. Навуходоносору снился огромный блестящий истукан страшного вида, сделанный из различных материалов: голова – из золота, грудь и руки – из серебра, живот и бедра – из меди, голени – железные, а ноги из железа и глины. От горы без содействия людей оторвался большой камень, ударил по ногам истукана и разбил его так, что от него не осталось и следа, а камень вырос и наполнил всю землю. Пророк истолковал образ истукана как череду последовательно сменяющих друг друга царств, которые отличались своей славой, богатством и мощью. После того как Даниил объяснил значение истукана, он истолковал образ камня: «И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото» (Дан. 2, 44–45). Пророк говорит о наступлении вечного вселенского царства, которое установит Сам Бог. Это царство – Церковь, в которой люди будут поклоняться не бездушным идолам, а Христу. Господь в Евангелии не отрицает того, что Он является Царем, но говорит, что Его царство не от мира сего (см. Ин. 18, 36). Конец языческих царств означает конец идолопоклонства. Поэтому Христово царство побеждает не силой и оружием, а духовно, смертью и воскресением Спасителя. Образ камня, который оторвется от горы без содействия рук, является указанием на рождение Спасителя от Пречистой Девы.

     

    Мессия – Советник?

    В седьмой паремии, которая взята из Книги пророка Исаии (см. Ис. 9, 6-7), грядущему Мессии даются различные характеристики. «Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9, 6). Интересно толкование фразы «владычество на раменах Его», то есть на плечах, которое дает святитель Кесарий Арелатский. Христос нес на Своих плечах орудие Своей казни – Крест, но именно через Крест Господь победил владычество смерти и диавола. Так Крест стал символом власти Спасителя. При чтении этого отрывка возникает вопрос: почему Мессия назван Советником? Дело в том, что полнота премудрости и совета есть только у Бога. Лишь Он один не нуждается ни в чьем совете. Таким образом, называя Христа Советником, пророк Исаия свидетельствует о Его Божественном достоинстве.

     

    Гимн уповающих на Бога

    «С нами Бог» – главное утешение последней рождественской паремии, которая взята из Книги пророка Исаии (см. Ис. 7, 11-15; 8, 1-4; 8-10). Господь с нами, ведь Он никогда не отступает от Своей Церкви. А еще потому, что Бог родился, став Человеком. В этой паремии мы слышим удивительно точное пророчество, связанное с праздником Рождества Христова: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил». Еммануил переводится как «с нами Бог». Святые отцы считали, что это имя усваивает Божественные свойства Тому, к Кому относится, то есть Мессии.

    Пророк Исаия видит далекое будущее, когда из рода царя Давида чудесным образом от Пречистой Девы родится Мессия. Это пророчество, произнесенное перед иудейским царем Ахазом, должно было ободрить его, возвестить, что в тот момент истории род Давида не погибнет. С древнейших времен христианские экзегеты видели в этом пророчестве указание на приснодевство Марии, Матери Иисуса Христа.

    «С нами Бог». Эти слова звучат как гимн, который особенно близок тем, кто надеется на помощь Божию.

     

    Мария Смирнова

    № 24 (584) 28 декабря 2022 г.