Главная / Слово Архипастыря 2023 год / Вопрос Архиерею. Новые ответы

    Вопрос Архиерею. Новые ответы

    На вопросы отвечает Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин

     

    Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, нужно ли всю молитву «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим» стоять на коленях в воскресный день и праздники. Или же достаточно сделать один поклон. Оксана

    Уважаемая Оксана! Есть определенные правила совершения земных и поясных поклонов в храме во время богослужения, которые содержатся в Типиконе и сборниках церковных канонов. Они основаны на глубоком понимании богослужения и церковного вероучения.

    Коленопреклонение (стояние на коленях) установлено уставом только при чтении особых молитв во время Великой Троицкой вечерни — они предваряются возгласом диакона «прекло́нше коле́на помо́лимся». Молящиеся стоят на коленях также Великим постом на Литургии Преждеосвященных Даров при пении «Да испра́вится…». Во всех других случаях стоять на коленях по уставу Церкви не нужно.

    В Русской Православной Церкви нет традиции стоять на коленях на богослужении во время Евхаристического канона (частью которого является песнопение «Тебе поем…»). Эта традиция католическая, и есть мнение, что она появилась у нас благодаря масскультуре и западному, униатскому влиянию в Малороссийских епархиях.

    Иногда люди говорят, что стоят на коленях на службе, в том числе в воскресные дни, из благоговения, или что это их местная традиция. Нет сомнения, что благоговение — это прекрасное и необходимое верующему человеку качество. Однако оно должно быть основано, как я уже сказал, на понимании службы и знании своей веры. Иначе оно превращается зачастую в свою противоположность — самоуправство. А мы знаем, что, по слову апостола, в Церкви все должно быть благообразно и по чину (1 Кор. 14, 40).

    Земные поклоны на Литургии полагаются по освящении Святых Даров (то есть перед пением «Достойно есть» или Задостойника; можно делать поклон одновременно с духовенством в алтаре); на возгласе «Святая святым»; при первом явлении Святых Даров (на возгласе «Со страхом Божиим и верою приступите»); при втором явлении Святых Даров (на возгласе «Всегда, ныне и присно…», при этом причастившиеся в этот день делают поясной, а не земной поклон).

    В воскресенье земные поклоны отменяются Церковью из-за святости воскресного дня — дня сугубого торжества, радости о Воскресении Христовом. Чаще всего, и духовенством, и мирянами совершается лишь один земной поклон по освящении Святых Даров. Тем более неуместно стояние на коленях в этот день.

    Святитель Василий Великий так объясняет причину, по которой в воскресный день не должны совершаться земные поклоны: надо помнить, что мы — «совоскресшие со Христом и обязанные искать вышних». Прямым положением тела во время молитвы в воскресенье мы напоминаем себе о дарованной нам благодати. Воскресенье «есть как бы образ ожидаемого нами века» — Небесного Царствия (91-е каноническое правило святителя Василия Великого).

    Кроме воскресных дней, земные поклоны в храме не положены от Рождества Христова до Крещения — в Святки, весь Пасхальный период до вечерни Пятидесятницы, а также в двунадесятые праздники (кроме праздника Воздвижения Креста Господня, когда совершается общее поклонение Честному Кресту). Христианин не делает земных поклонов и в те дни, когда он причастился Святых Христовых Таин.

     

    На православных сайтах в интернете часто можно встретить всевозможные советы для мирян, буквально на все случаи жизни. Например, какой-то святой отец советует молиться непременно ночью, якобы среди ночи на 3 часа небо отверсто и молитва лучше доходит. Правда, он не говорит, как быть, если человеку в 6-00 надо вставать на завод и работать целый день и головой, и физически. А на днях прочла: «Если болеют дети, надо читать 90-й псалом и “Отче наш” по семь раз. Если что-то серьезное, читать надо по двенадцать раз… Если несчастье случилось с человеком, надо читать 90-й псалом… Если неспокойные дети, болезненные, то над спящими надо почитать сорок раз молитву “Богородице Дево, радуйся”». Cхимонахиня Антония (Кавешникова). Неужели существует какой-то график (или таблица) зависимости количества молитв от тяжести состояния??? А если прочитать 11 молитв вместо 12, то они не дойдут до Господа?
    Лично я выросла в советское время, нас растили материалистами. Прямо скажем, в существовании Бога у меня есть сильные сомнения. А такие советы от православных сайтов только утверждают меня, что Бог — это многовековая выдумка, хотя она, безусловно, очень полезная, дисциплинирует и легковерных очень утешает. А как правильно относиться к таким советам? Людмила

    Уважаемая Людмила! Те «советы», которые Вы привели, действительно являются выдумкой — бесполезной и даже вредной.

    Однако многим людям они могут показаться привлекательными именно потому, что их, как и Вас, растили материалистами. Им пока трудно понять, что молитва — это разговор с Богом как с Личностью. Часто человек хочет получить четкую рекомендацию, как ему добиться желаемого: если молиться, то что именно и сколько раз прочитать?…

    Поэтому Ваше возмущение мне понятно, я его вполне разделяю.

    Что касается «правил» и советов «схимонахини Антонии», которые неизвестно кто на самом деле выдумывает и публикует, — они содержат откровенно еретические и оккультные представления и не имеют никакого отношения к православной вере.

     

    Прошу ответа на вопрос: в притче о добром пастыре Господь полагает душу Свою за овцы, которым грозит опасность. Как сформулировать эту опасность? Александр

    В евангельских притчах несколько раз говорится о Господе как о Пастыре, душу Свою полагающем за овец. В одном церковном песнопении есть такие строки: «И заблудшее горохищное обрет овча, на рамо восприим, ко Отцу принесет»  (догматик 4 гласа). Господь воплотился, чтобы обновить в нас Свой образ, погубленный страстями, и Он ищет каждую душу человеческую, как заблудившуюся в горах овцу, чтобы, взяв на плечи, принести ее к Отцу.

    Те фрагменты Евангелия, где о Господе Иисусе Христе говорится как о Пастыре — это иллюстрация, образ того, как Он любит каждого человека, как ищет даже грешников — тех, кто заблудился на своих жизненных путях, чтобы их спасти.

    В духовной жизни человека есть очень много опасностей. Любому человеку, пытающемуся вести внимательную жизнь, это понятно.  Но притчи даны нам не для того, чтобы превращать их в метафизические загадки и «формулировать» опасности. В каждой евангельской притче содержится очень ясный образ и простой посыл.

     

    Свой вопрос Митрополиту Симбирскому и Новоспасскому Лонгину можно задать по адресу электронной почты: simbeparhia_info@mail.ru