Главная / Газета «Православный Симбирск» 2023 год / Пребывая и соединяясь с Богом

    Пребывая и соединяясь с Богом

    Православные святые и подвижники благочестия в своих наставлениях всегда уделяли много внимания молитвенной практике. Христиане верят в Бога, Который есть живая Личность, именно поэтому и возможно наше личное общение с Ним. Мы также можем обращаться ко всем обитателям горнего мира.

    Такое общение находит свое выражение в молитве человека к Богу, Пресвятой Богородице, ангелам и святым. Молитва, по замечанию святых отцов, – один из важнейших столпов правильной духовной жизни человека.

     

    Плоды и дары

    Согласно определению преподобного Иоанна Лествичника, игумена Синайской горы, чей труд «Лествица» веками считался классическим учебником по духовной жизни в монашеской среде, «молитва – это пребывание и соединение человека с Богом». Правильная молитва порождает множество благих плодов: дает душевный мир, помогает преодолеть искушения, укрощает гнев, защищает в скорбях, питает душу, просвещает ум, укрепляет волю, убивает отчаяние и так далее. Преподобные, на опыте испытавшие действие молитвы, не уставали перечислять ее богатые дары.

    Молитва связывалась подвижниками с темой внутреннего суда, ведь когда человек пребывает с Богом, он начинает в свете благодати осознавать свои грехи и слабости уже здесь и сейчас. Святитель Феофан Затворник в письмах духовным чадам высказывает мысль о том, что молитвенная практика прежде всего призвана воспитать у христианина живое ощущение присутствия Божия в каждый момент его жизни.

     

    Молитва в Священном Писании

    В книгах Ветхого Завета мы видим, что в раю Адам и Ева общались с Богом. После грехопадения эта линия продолжается – Господь говорит Своим верным последователям (праведным Ною, Аврааму, Исааку, Иакову и прочим), а они, в свою очередь, вопрошают Его.

    В Новом Завете Иисус Христос Сам часто удаляется в пустынные места для молитвы. Он же учит апостолов, как правильно молиться. Дает им молитву Господню («Отче наш»), рассказывает особые притчи о том, с каким настроем следует молиться (например, неотступно, даже «докучая» Богу). Эти наставления обращены не только к апостолам, но и ко всей Церкви Христовой. К нам с вами!

    После Вознесения Спасителя на небо первые христиане собирались вместе для совместной молитвы и совершения Евхаристии. Апостолы в своих письмах к новообразованным общинам уделяли внимание темам молитвы, порядку на богослужении и внутреннему настрою верующих.

     

    Виды молитв

    Так, святой апостол Павел выделяет четыре вида молитвы в собрании верующих: «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2, 1-2).

    Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин видел в «молитве» сокрушение человека о своих грехах, соединенное с прошением простить прошлые или настоящие грехи. В «молении» – принесение или обещание Богу чего-либо, соединенное с просьбой о помощи. В «прошениях» – молитву о других, о тех, кого любим, или о мире всего мира. В «благодарениях» – славословие или благодарение Богу, которое человек приносит, вспоминая различные благодеяния Божии. Святой говорит также о самом высоком виде молитвы, который состоит в «созерцании единого Бога и в пламенной любви к Нему, и где ум наш, объятый и проникнутый этой любовью, беседует с Богом ближайшим образом и с особенной искренностью».

    Святитель Феофан Затворник объединяет первые три вида молитвы, в которых испрашивается у Бога благопотребное, какого бы рода оно ни было, тогда как благодарение взирает на блага, уже полученные. А святитель Василий Великий учит, что всякую молитву следует начинать благодарением, ведь благодарность за полученные блага сильнее всякого прошения ходатайствует о даровании благ новых.

     

    Оттенки состояний души

    Эти виды молитвы, конечно, повлияли на формирование церковной гимнографии. Православное храмовое богослужение наполнено песнопениями, тексты и мелодия которых передают самые различные оттенки состояний человеческой души: скорбь о грехах, покаяние, радость, восторг и славословие, надежда, благодарность. Церковные гимны побуждают человека к исправлению, дают вдохновенные примеры подвигов благочестия святых, рассказывают о сути празднуемых событий.

    Тот же апостол Павел просит христиан: постоянно наставляйте самих себя «псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 5, 19-20). Здесь названы три рода песнопений, которые употреблялись в христианском собрании в апостольские времена, однако, чем они отличаются друг от друга, сказать сложно, ведь мы не имеем образцов апостольских времен.

    Комментируя приведенную цитату апостола Павла, святитель Феофан Затворник пишет, что церковные песнопения – это излияния благоговейных чувств к Богу, происходящие под действием благодати Духа Святого. Дух Божий исполнял избранников Своих, и они выражали полноту своих чувств в песнях. Если человек слушает или исполняет их благоговейно, с пониманием смысла, то он вступает в состояние, в котором способен принять воздействие благодати Святого Духа. Таким образом, по мысли святителя, назначение церковных песнопений – «возгревать и раздувать кроющуюся в нас искру благодати», полученную в таинствах.

     

    Виды песнопений

    Христианская гимнография основана преимущественно на текстах Священного Писания Ветхого и Нового Завета – псалмах и библейских песнях. Христианство родилось в иудейской среде, поэтому все наше богослужение пронизано библейским материалом. Можно сказать, что псалмы и библейские песни – первоначальные формы песнопений. Псалмы – песни, входящие в книгу Псалтирь. У древних иудеев псалмы делились по содержанию на псалмы хваления, покаяния и молитвенные. Эти тексты очень рано вошли в христианское богослужение. Библейские песни – это гимны, воспетые ветхозаветными пророками и праведниками в связи с наиболее важными событиями в их жизни и жизни израильского народа.

    В дальнейшем, отталкиваясь от этих форм, церковная гимнография широко развилась. Появились особые песнопения: стихиры, тропари, кондаки, ирмосы, ипакои, светильны и другие. Темами для них служили события из жизни Спасителя, Божией Матери, ангелов и святых. Византийские авторы вложили весь свой поэтический талант в создание этих вдохновляющих, назидательных текстов, которые собраны в наших богослужебных книгах.

    Мы должны дорожить богатой сокровищницей древней церковной гимнографии, которую бережно сохранила и приумножила Русская Православная Церковь, и духовно насыщаться ей, посещая богослужения в наших храмах и интересуясь содержанием исполняемых песнопений.

     

    Иерей Димитрий Трофимов

    № 2 (586) 25 января 2023 г.