Главная / Публикации 2023 год / К Пасхальной радости ведет переживание Страстей Христовых

    К Пасхальной радости ведет переживание Страстей Христовых

    Праздников праздник и торжество из торжеств. Пасха Христова. Искупив наши грехи на Кресте, Господь Своим Воскресением открыл нам путь в Царство Небесное. Смерть потеряла свою власть и силу, а жизнь обрела новый смысл.

    Как христианину правильно готовить себя к встрече Пасхи? Что делать, если не можешь посетить праздничное богослужение? Нужно ли причащаться на Светлой седмице? В преддверии Светлого Христова Воскресения мы беседуем с Митрополитом Симбирским и Новоспасским Лонгином.

     

    Пасха. Смыслы, традиции, воспоминания

    — Владыка, что бы Вы сказали человеку, который совсем ничего не знает о Воскресении Христа, о смысле праздника?

    — Я бы сказал: Христос воскресе! Бог стал Человеком, воплотившись от Приснодевы Марии, претерпел «нас ради человек и нашего ради спасения» предательство, нечеловеческие страдания и Крестную смерть,  и через три дня воскрес из мертвых.

    Воскресение Христово на протяжении почти двух тысяч лет, которые прошли с этого события, — это предмет веры. Мы верим Евангелию, верим апостолам, которые являются самовидцами Воскресшего Христа, верим опыту Церкви и святых. Мы верим, пусть и в меньшей степени, своим чувствам. Потому что человек, который в молитве сподобился богообщения, получает определенное удостоверение в том, что он общается не с пустотой, а с Богом, с Личностью.

    Конечно же, совершенно неправильно думать, что есть какие-то неопровержимые доказательства, которые можно предъявить любому человеку со стороны, чтобы он сразу же уверовал. Но если человек искренне ищет Христа, то Бог поможет ему обрести веру.

    — Почему в тексте пасхального канона Христос именуется «новой Пасхой»?

    — Пасха — это переход, или избавление. Ветхозаветная Пасха (Песах) праздновалась в память о переходе евреев через Чермное море, об исходе из египетского рабства в новую свободную жизнь, в землю обетованную. Христос именуется новой Пасхой, потому что вера во Христа, пребывание со Христом — для нас это переход от рабства греху к свободе жизни с Богом.

    — Во 2-м Послании к Коринфянам апостола Павла говорится: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое». Как человеку сподобиться такого преображения (обновления) своей жизни? С чего начать, если он осознал в себе такое стремление?

    — Надо быть христианином, надо следовать Евангельским заповедям. В вопросе немного перепутаны причина и следствие: мы живем во Христе не для того, чтобы стать новым творением, но, входя в общение со Христом, мы обновляемся.

    — Как правильно встретить Пасху с духовной точки зрения, чтобы не свести этот день только лишь к праздничному застолью?

    — Пасхе предшествует Великий Пост. И мы много раз говорили о том, как его провести: о том, что необходимо молиться, соблюдать пост и внешний, и внутренний, обязательно посещать храм, часто прибегать к церковным таинствам для подкрепления своих немощных сил, и в первую очередь к исповеди и Причащению. Все это нужно для того, чтобы человек мог очищать и исправлять свое сердце. И чем ближе Пасха, тем более напряженной должна быть христианская жизнь человека.

    Страстная седмица — это время, которое нужно, по возможности, полностью посвятить переживанию Евангельских событий, о которых Церковь вспоминает в эти дни. Люди часто говорят: «Мы не можем — у нас дети, внуки, работа, дела»… Да, это правда, у всех много дел и забот. Но в свое время я знал очень многих верующих людей, которые или брали отпуск без содержания, или копили отгулы, чтобы их отпустили с работы в Страстную седмицу. Даже несмотря на то, что в Советском Союзе хождение в церковь не только не поощрялось, но даже преследовалось.

    Пасхальная радость вырастает из переживания вместе с Церковью событий Страстной седмицы — это Тайная вечеря Христа с учениками, Его моление в Гефсимании, предательство Спасителя Иудой, взятие Его под стражу и суд Пилата, распятие — и Воскресение. Службы этих дней необыкновенно глубоки, полны самых пронзительных чувств и образов, они максимально сильно действуют на человеческое сердце, приуготовляя его к Пасхе. И поэтому для того, чтобы Пасха радовала человека не только праздничным застольем, ему нужно в предшествующие празднику дни войти в Евангельское повествование.

    — Как Ваша семья праздновала Пасху? Остались ли у Вас детские воспоминания об этом дне?

    — Каких-то милых традиций в стиле Шмелева у нас не было. Отмечали обычно, как все: пекли куличи, красили яйца. Ярких детских воспоминаний у меня не осталось — скорее, юношеские, когда я уже ходил в храм самостоятельно. Конечно, атмосфера праздника чувствовалась, но она омрачалась ведущейся в то время атеистической борьбой с религией. На Пасху эта борьба особенно обострялась. Желающие окунуться в ту атмосферу могут прочитать рассказ Солженицына «Пасхальный крестный ход». В немногих действующих храмах были громадные толпы народа. Сейчас мало кто помнит, что такое «раскачивание толпы» на Пасху пьяными комсомольцами. Была у них такая забава: крепкие молодые люди — комсомольские активисты, спортсмены — взявшись за руки, начинали напирать, теснить, «качать» плотно стоящих собравшихся людей. Крик, шум… В таком «качании» могли ударить, толкнуть, затоптать. Делалось это для того, чтобы не дать людям молиться, чтобы они выбегали из храма. Поэтому ликование было очень специфичное. Но поскольку я уже сознательно приходил в храм и причащался, глубокое внутреннее радостное осознание того, что такое Пасха, у меня было.

    — Можно ли отпускать детей «христосоваться» — собирать сладости и т.п?

    — Если это принято в той местности, где вы живете, — почему бы нет? Но мы живем в большой стране, и везде разные традиции, привычки. Где-то это может быть не понято.

    — Какие Пасхальные традиции, на Ваш взгляд, нужно приобрести или сохранить современным молодым людям, чтобы передать следующим поколениям?

    — Нужно, прежде всего, постараться стать церковным человеком — приобрести осознание того, что такое Церковь, богослужение, в чем смысл церковных праздников и особых периодов, таких как Великий пост, Страсти Христовы и так далее. Повторюсь, без внутреннего соучастия в Страстях Христовых даже Пасхальная радость будет в основном радостью от хорошего стола. Это же относится и к другим вехам жизни Церкви.

     

    Пасха. Богослужение

    — Владыка, можете ли Вы выделить для себя любимый момент Пасхального богослужения? В какой момент у Вас приходит осознание того, что эта Радость снова с нами?

    — Нет, не могу. Я всё Пасхальное богослужение люблю, и предпасхальное — богослужение Страстной седмицы — тоже очень люблю. Напомню, что с древности  утреню Великой Пятницы с чтением 12 Евангелий называли Пасхой Креста. Поэтому я не могу выделить что-то одно. Для меня церковная жизнь — это единое целое.

    — Недавно в одной из бесед Вы затронули тему того, что чем дольше человек находится в Церкви, тем быстрее для него утихает восторженное восприятие церковных праздников, в том числе и Пасхи. Вроде бы как ход Евангельских событий знаешь, на богослужении бывал, и удивления все меньше. Как Вы прошли через этот этап?

    — Наверное, я говорил о том, что у любого человека достаточно быстро проходит восторженное состояние неофита. Но это нормально. Вообще восторженность для христианина — это чувство неправильное. Наша радость, даже наше ликование, должны быть трезвыми, основанными на глубоком понимании своей веры, евангельских событий, богослужения. Неправильно пытаться придавать большое значение чувствам, а тем более пытаться разложить их на составные части спектра. А «привычка» к церковной жизни, на которую люди иногда жалуются, преодолевается все тем же — осознанным участием в жизни Церкви и исполнением заповедей. Когда мы искренне молимся и стараемся помогать другим, наше сердце умягчается и для людей, и для Бога.

    — Как молиться дома, если нет возможности попасть на ночное богослужение?

    — Сегодня всем доступны богослужебные книги, в том числе в интернете. Поэтому можно найти и хотя бы прочитать Пасхальную службу. Вообще, ее положено петь — Пасхальный канон, стихиры Пасхи, — но петь не все умеют. Сейчас есть возможность включить трансляцию из разных храмов — от Патриаршего богослужения до обычных приходских служб. Конечно, трансляция никогда не заменит живого присутствия на богослужении. Но для очень многих людей — больных, пожилых, для тех, кому трудно даже выйти из дома —  трансляция Пасхальной службы будет очень большим облегчением. Конечно, надо стараться смотреть ее не просто как кино или какую-то передачу, а стараться при этом молиться. И вполне возможно, что Пасхальная радость и ликование в полной мере посетит человека, который не то, что не хочет, а не может попасть на Пасху в храм.

     

    Светлая седмица

    — Для многих людей Пасха наступает и заканчивается в воскресенье по календарю, а в понедельник люди вновь приступают к своим суетным делам. Но ведь вся неделя после Светлого Христова Воскресения считается праздничной в церкви. Как ее проводить по-христиански?

    — Не только вся неделя — Светлая седмица, но и вообще каждое воскресенье — это малая Пасха. Поэтому и день недели называется воскресеньем, и в богослужении мы празднуем Воскресение Христово. Каждую субботу вечером и в воскресенье утром в храмах совершается малая Пасхальная служба.

    По-христиански надо проводить всю свою жизнь. У большинства людей есть работа, дети, дом, хозяйство, и так далее. Это нормальные, правильные, хорошие дела. Они ничуть не суетные, их не надо стесняться или относиться к ним с пренебрежением. Но, делая любое дело, человек всегда должен помнить о Боге и стараться жить так, как будто он предстоит перед Ним, всегда ходит пред Его лицом.

    — Владыка, некоторые священники говорят о том, что не нужно причащаться на Пасху, для этого есть Великий пост. Кто-то говорит, что причащаться нужно и в Великий Четверг, и в Великую Субботу, и на Пасху, и на Светлой. Как правильно?

    — Относительно того, что на Пасху нельзя причащаться, это совершенно неправильная точка зрения. Она дошла до нас со времен советской власти, когда это до некоторой степени было оправданно. Я уже рассказал, как комсомольцы «раскачивали толпу». Какое уж тут Причастие? Понятно, что в той ситуации причащать людей было опасно — у священника просто вышибли бы Чашу из рук.

    Слава Богу, сегодня такого нет. Причащение — это, собственно, смысл нашего пребывания в храме на богослужении. И тем более надо причащаться на Пасху — в наш главный праздник.

    Мы говорили о том, что перед Пасхой мы призваны к особенно напряженной церковной жизни. Поэтому тем, кто ходит на богослужения в эти дни, молится, постится я всегда советовал причащаться по возможности и в Великий Четверг, и в Великую Субботу, и на Пасху, и потом на Светлой. Считаю, что это правильно.

    — Владыка, что бы Вы хотели пожелать нашим читателям в Светлый праздник Христова Воскресения?

    Конечно, прежде всего — полной и осознанной Пасхальной радости. Иногда бывает, что человек достаточно долгое время ходит в церковь, пытается молиться, читает духовные книги — но при этом его сердце остается сухим. Внутри, где-то очень глубоко, ничего не происходит… Я хотел бы пожелать, чтобы Господь посетил каждого верующего человека. Тогда Пасхальная радость станет видимым следствием богообщения. Это чувство трудно описать словами, точнее, невозможно. Но тот, кого оно посетило, понимает, о чем идет речь. Однако, чем лучше человек это понимает, тем меньше ему хочется об этом рассказывать. И это верный признак, что это чувство — подлинное.

    Беседовали Ксения Манякова, Наталья Горенок

    «Православный Симбирск» №7 (591), 12 апреля 2023 г