Тема проявления любви Бога к человеку на страницах Евангелия многогранна – Бог прощает, исцеляет, питает. Своими поступками и словами Спаситель стремится научить нас главному – милости.
Евангелист Лука относит историю с произнесенной Христом притчей о двух должниках к галилейскому периоду Его служения.
У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому он более простил. Он сказал ему: правильно ты рассудил (Лк. 7, 41-43).
Евангелист Лука подробно описывает обстоятельства, в которых Спаситель произнес эту притчу. Некий фарисей по имени Симон пригласил Иисуса Христа к себе домой на трапезу. Женщина, которая была известна в городе своим грешным образом жизни, узнала, где Спаситель, и тоже пришла в дом этого фарисея. Она принесла алавастровый сосуд с миром и стала обливать ноги Христа слезами, отирая своими волосами, и мазала их миром. Видя, что Христос позволяет этой женщине прикасаться к Себе, фарисей подумал: «Иисус из Назарета не может быть пророком (в библейском смысле слова. – Прим. ред.), ведь в противном случае Он отстранил бы грешницу от Себя».
Спаситель как истинный Бог, зная, о чем думает пригласивший Его Симон, рассказывает ему притчу о двух должниках. Затем Господь сравнивает Симона и грешницу. Невзирая на недоумение окружающих, Он обращается к женщине со словами: прощаются тебе грехи… вера твоя спасла тебя, иди с миром (Лк. 7, 48, 50).
Похожий рассказ встречаем у апостолов Матфея и Марка, но эти евангелисты приводят его, описывая последние дни земной жизни Иисуса Христа. В Евангелии от Иоанна приведен еще один подобный эпизод, действие которого происходит в Вифании, а помазавшей женщиной является Мария, сестра Лазаря.
Церковные толкователи высказывали различные мнения о том, один ли случай имеется в виду евангелистами или несколько. Какие бы ответы в истории евангельских комментариев мы не встретили, ясно одно: детали рассказа апостола Луки не позволяют отождествить описанный им случай с похожими эпизодами у евангелистов Матфея, Марка и Иоанна. У Луки, например, в отличие от остальных, действие рассказа происходит в Галилее, в более ранний период общественного служения Христа, а не перед Его смертью; женщина умывает ноги Спасителя, а не голову; она названа «грешницей»; нет указания на то, что ее действие подготавливает Христа к погребению. Есть и другие отличительные детали.
Фарисеи были враждебно настроены по отношению к Иисусу из Назарета. Особенно этот конфликт обострился в последний период земной жизни Христа. В тот момент Сам Спаситель в Иерусалиме обращает к представителям этого движения строгую обличительную речь, в которой несколько раз возглашает: Горе вам, книжники, фарисеи, лицемеры! Главным предметом критики Христа в фарисейском мировоззрении была педантичная внешняя обрядовая религиозность, которая часто вступала в противоречие с внутренним содержанием заповедей Божиих – любовью и прощением к падшему, милосердием и чистотой сердца. Однако, как ни странно, некоторые фарисеи впоследствии стали христианами. Ярчайший пример – святой апостол Павел.
Из отрывка Евангелия от Луки, который мы разбираем, видно, что Спаситель, особенно в ранний, галилейский, период Своего служения, тесно общался с фарисеями, принимал приглашения на совместные обеды. Конечно, ради того, чтобы обратить на истинный путь хоть кого-то из Своих оппонентов.
Из речи Христа следует, что фарисей Симон принял Его подчеркнуто сдержанно, даже не оказав в полной мере положенных обычаем знаков гостеприимства. Господь говорит Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги (Лк. 7, 44-46).
Большинство древних толкователей считают, что женщина-грешница была блудницей. Фарисеи сторонились мытарей и блудниц, чтобы не оскверниться. Спаситель же, напротив, принимал покаяние каждого, вытаскивая человека из когтей греховной смерти. Ранее евангелист Лука уже привел характеристику Спасителя, которую Ему дали за это враги: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам (Лк. 7, 34).
К сожалению, человек редко может беспристрастно отнестись к другому. Мы смотрим на мир через призму сформировавшейся у нас картины мира, которая во многом искажена нашими грехами, страстями, нереализованными амбициями и т.п. Поэтому, реагируя или оценивая окружающих, мы прежде всего реагируем на эту мутную картину в нас самих, часто неадекватную, далекую от реальности. Фарисеи в Иисусе из Назарета видели кого угодно – от хитрого политика-проходимца до бесноватого, – но только не любящего Бога, освобождающего Свое падшее творение.
Вот поэтому Христос и рассказывает Симону притчу о двух должниках, как бы обличая этот его «праведный» образ мыслей. Притча посвящена любви и прощению – этим прекрасным проявлениям любви Бога, Которому стремится подражать человек.
500 динариев составляли очень большую сумму в те далекие времена. 50 динариев, хотя в десять раз меньше, тоже существенная сумма. Оба должника не могут расплатиться, поэтому заимодавец прощает им долг. Разумеется тот, чей долг был больше, будет больше благодарен (возлюбит) в ответ на такую милость.
«Долг» в христианской системе символов часто ассоциируется с грехами, злыми поступками, нарушением заповедей Божиих – вспомним, к примеру, текст молитвы «Отче наш…».
Святитель Иоанн Златоуст видит в двух должниках притчи фарисея Симона и блудницу: «О, безумие! Человек поистине фарисей. Но Господь, спрашивая его притчами и выводя на середину двоих должников, незаметным образом высказывает, что и он есть должник, хотя и считающий себя меньше должным, но все-таки должник. Итак, ни ты, меньший должник, не можешь отдать долг (ибо одержимый гордостью, ты не имеешь исповедания), ни жена не может. Поэтому обоим будет отпущено. И кто возлюбит более? Без сомнения, тот, кому много отпущено. Сказав это, Он заграждает уста гордеца».
Притча о двух должниках говорит о том, что Бог готов простить всякого человека: и грешника, и праведника, и того, кто считает себя праведником. При этом тот, кому больше прощено, может оказаться более способным к вере, покаянию и исправлению, чем тот, кому прощено меньше.
Иерей Димитрий Трофимов
Газета «Православный Симбирск»