Главная / Газета «Православный Симбирск» 2023 год / Вестник падения Иерусалима

    Вестник падения Иерусалима

    Святой пророк Иезекииль жил на рубеже VII–VI веков до Р.Х. Его имя означает «Бог крепок» или «Бог укрепит». Иезекииль происходил из священнического рода, был пленен в 597 году до Р.Х. Вместе с другими пленными иудеями он жил в Вавилонии на реке Ховар, в селении Тель-Авив. Его дом стал центром притяжения для изгнанников, стекавшихся туда внимать слову Божию.

    На пятый год плена Бог призвал его на служение – пророку была явлена слава Господня. Он увидел сияющее облако, в середине которого был огонь, а в нем – таинственное подобие колесницы и четырех крылатых животных, имевших каждое четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Перед их лицами находились колеса, усеянные очами. Над колесницей возвышался кристальный свод, а над сводом – подобие престола как бы из сверкающего сапфира. На этом престоле было сияющее «подобие Человека», а вокруг Него – радуга (Иез. 1, 4-28).

    По толкованию святых отцов Церкви, «подобие Человека», сидящего на сапфировом престоле, – прообраз Воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, явившейся Престолом Божиим, четыре животных – четыре евангелиста, а колеса со множеством очей – части света со всеми народами земли.
    Упав на лицо свое, Иезекииль услышал глас Божий, велевший ему встать и отправиться к возмутившимся против Него израильтянам. Вернувшись в Тель-Авив к другим переселенным, он пребывал семь дней в изумлении и не мог вымолвить ни слова. Когда вышел этот срок, к нему было слово Господне: сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня (Иез. 3, 17).

    Особенность служения пророка Иезекииля состоит в том, что Бог в Духе переносил его из Вавилонии в Иерусалим, он видел тайное служение чужим богам иудейских старейшин. Бог возвестил пророку, что Иерусалим будет разрушен. Действие Божественного вдохновения он часто описывал словами: и была на мне рука Господня.

    Особенно важны два знаменательных видения пророка – о храме Господнем, исполненном славы, и о сухих костях на поле, которым Дух Божий дал новую жизнь. Видение о храме было таинственным прообразом освобождения рода человеческого от работы вражией, а также прообразом устроения Церкви Христовой через искупительный подвиг Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы Марии. Ее пророк именует «вратами затворенными», которыми прошел только один Господь Бог (Иез. 44, 2).

    Видение о сухих костях на поле – прообраз всеобщего воскресения мертвых и новой вечной жизни искупленных Крестной смертью Спасителя (Иез. 37, 1-14). Показав Иезекиилю огромное поле, покрытое мертвецами, от которых остались лишь кости, Господь спросил его: оживут ли кости сии? Пророк ответил: Ты, Господи, знаешь! Тогда Бог повелел ему «изречь пророчество на кости», чтобы оживить их. Когда Иезекииль исполнил повеление Божие, на его глазах кости стали обрастать плотью и мертвецы ожили. Видение Иезекииля читается в православном богослужении накануне Пасхи на утрене Великой Субботы как ветхозаветное предсказание о всеобщем воскресении мертвых.

    Это видение в ближайшей исторической перспективе исполнилось после прекращения плена и восстановления Иерусалимского храма, но глубокий и сокровенный смысл его относится к новому Израилю, уверовавшему во Христа. На это указывает обетование: И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам (Иез. 36, 26).

    Свою жизнь святой пророк окончил мученически. За обличение в идолопоклонстве одного еврейского князя его привязали к диким коням, которые разорвали святого на части. Благочестивые евреи собрали растерзанное тело пророка и похоронили его на поле Маур, в усыпальнице Сима и Арфаксада, прародителей Авраама, недалеко от современного Багдада.

    Газета «Православный Симбирск»