Святой пророк Иезекииль жил на рубеже VII–VI веков до Р.Х. Его имя означает «Бог крепок» или «Бог укрепит». Иезекииль происходил из священнического рода, был пленен в 597 году до Р.Х. Вместе с другими пленными иудеями он жил в Вавилонии на реке Ховар, в селении Тель-Авив. Его дом стал центром притяжения для изгнанников, стекавшихся туда внимать слову Божию.
На пятый год плена Бог призвал его на служение – пророку была явлена слава Господня. Он увидел сияющее облако, в середине которого был огонь, а в нем – таинственное подобие колесницы и четырех крылатых животных, имевших каждое четыре лица: человека, льва, тельца и орла. Перед их лицами находились колеса, усеянные очами. Над колесницей возвышался кристальный свод, а над сводом – подобие престола как бы из сверкающего сапфира. На этом престоле было сияющее «подобие Человека», а вокруг Него – радуга (Иез. 1, 4-28).
По толкованию святых отцов Церкви, «подобие Человека», сидящего на сапфировом престоле, – прообраз Воплощения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, явившейся Престолом Божиим, четыре животных – четыре евангелиста, а колеса со множеством очей – части света со всеми народами земли.
Упав на лицо свое, Иезекииль услышал глас Божий, велевший ему встать и отправиться к возмутившимся против Него израильтянам. Вернувшись в Тель-Авив к другим переселенным, он пребывал семь дней в изумлении и не мог вымолвить ни слова. Когда вышел этот срок, к нему было слово Господне: сын человеческий! Я поставил тебя стражем дому Израилеву, и ты будешь слушать слово из уст Моих, и будешь вразумлять их от Меня (Иез. 3, 17).
Особенность служения пророка Иезекииля состоит в том, что Бог в Духе переносил его из Вавилонии в Иерусалим, он видел тайное служение чужим богам иудейских старейшин. Бог возвестил пророку, что Иерусалим будет разрушен. Действие Божественного вдохновения он часто описывал словами: и была на мне рука Господня.
Особенно важны два знаменательных видения пророка – о храме Господнем, исполненном славы, и о сухих костях на поле, которым Дух Божий дал новую жизнь. Видение о храме было таинственным прообразом освобождения рода человеческого от работы вражией, а также прообразом устроения Церкви Христовой через искупительный подвиг Сына Божия, воплотившегося от Пресвятой Девы Марии. Ее пророк именует «вратами затворенными», которыми прошел только один Господь Бог (Иез. 44, 2).
Видение о сухих костях на поле – прообраз всеобщего воскресения мертвых и новой вечной жизни искупленных Крестной смертью Спасителя (Иез. 37, 1-14). Показав Иезекиилю огромное поле, покрытое мертвецами, от которых остались лишь кости, Господь спросил его: оживут ли кости сии? Пророк ответил: Ты, Господи, знаешь! Тогда Бог повелел ему «изречь пророчество на кости», чтобы оживить их. Когда Иезекииль исполнил повеление Божие, на его глазах кости стали обрастать плотью и мертвецы ожили. Видение Иезекииля читается в православном богослужении накануне Пасхи на утрене Великой Субботы как ветхозаветное предсказание о всеобщем воскресении мертвых.
Это видение в ближайшей исторической перспективе исполнилось после прекращения плена и восстановления Иерусалимского храма, но глубокий и сокровенный смысл его относится к новому Израилю, уверовавшему во Христа. На это указывает обетование: И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам (Иез. 36, 26).
Свою жизнь святой пророк окончил мученически. За обличение в идолопоклонстве одного еврейского князя его привязали к диким коням, которые разорвали святого на части. Благочестивые евреи собрали растерзанное тело пророка и похоронили его на поле Маур, в усыпальнице Сима и Арфаксада, прародителей Авраама, недалеко от современного Багдада.
Газета «Православный Симбирск»